Скачать разработку урока «Предлог как часть речи 7 класс» в формате docx
Скачать презентацию к уроку «Предлог как часть речи 7 класс» в формате pptx
Урок русского языка, что представлен здесь на Школьном портале, составлен на базе системно-деятельностного подхода, который стал неотъемлемой составляющей нового стандарта образования. Соответствуя ФГОС, материал занятия предполагает не приобретение учащимися 7 класса знаний в законченном и готовом виде, а «открытие» таковых самими школьниками.
Автор разработки подобрала тексты и предложения к уроку, повествующие детям про День воинской славы, отмечаемый в России 2 февраля как День победы в битве под Сталинградом, именуемой и как Сталинградская битва. Подобного рода подача материал привнесет в урок элементы гражданско-патриотического воспитания.
Помимо знакомства ребят с предлогом, как с еще одной частью речи, на занятии создаются условия для дифференциации предлогов по разрядам. В связи с этим, урок относится к занятиям получения новых знаний.
Описание хода занятия о предлоге как части речи
Начать урок русского языка предлагается с цитирования популярного высказывания известного английского писателя о «двух идеях», которые в отличие от материальных вещей, в результате обмена, обогащают каждого ими обменивающегося. Высказывание Бернарда Шоу демонстрируется на экране и комментируется учителем.
В качестве актуализации знаний организуется работа с текстом телеграммы. Чтобы классу стало понятнее содержание документа, приведенного на слайде, учитель объясняет происхождения праздников, известных как Дни воинской славы или дни славы русского оружия.
Речь идет о наиболее значимых и известных битвах и сражениях, сыгравших важнейшую роль в историческом прошлом России. Таких дат множество, но на данном уроке ребята будут читать тексты и словосочетания о событии Великой Отечественной войны – о капитуляции немцев под Сталинградом (в настоящее время – Волгоград).
Прочитав текст телеграммы на слайде, обучающиеся догадываются, что в ней пропущены предлоги. И сделано это не случайно, а по причине минимальности символов, а значит экономии стоимости телеграммы времен 1943-го года.
Роль предлогов как части речи в тексте
Анализируя нехватку предлогов в тексте телеграммы, школьники приходят к выводу, что предлоги необходимы в качестве связки слов как в отдельных словосочетаниях, так и в целых предложениях. Класс записывает предложения с недостающими предлогами.
На следующем этапе занятия предстоит выявление затруднений в изучении новой темы. Зная множество известных предлогов, учащиеся обнаруживают, что некоторые слова, например, «благодаря», им не удается отнести к определенной части речи, а, значит, идентифицировать как предлог. Выход из данной проблемы формулируется в форме проекта с соответствующим целеполаганием.
Здесь и предстоит знакомство с критериями, позволяющими выявить предлог как часть речи. Разные виды предлогов и называют разрядами. А изучая способы отличия предлогов от иных частей речи, ребята учатся понимать, от каких именно слов формируются предлоги.
Работа в группах с предлогами как части речи
Дальнейшая работа осуществляется в группах, каждая из которых заполняет таблицу, используя для этой цели раздаточный материал. Первое задание таблицы предполагает составление определения понятия предлог из набора предложенных словосочетаний.
Второе задание предлагает проанализировать приведенные сочетания слов и определить, из каких именно частей речи сформированы предлоги. В следующем же задании перечисленные предлоги требуется разделить на две категории, то есть разряды по происхождению: производные предлоги и непроизводные предлоги.
Заключительное задание для разбора в группах предполагает также распределение приведенных предлогов на две группы, но на этот раз – разряды по строению. Подобные разряды объединяют простые и составные предлоги.
Закрепление полученных знаний происходит с комментированием учащимися причин выбора подходящих предлогов в текст, представленный на экране. На слайде демонстрируется описание дома Павловых – символа Сталинградской стойкости и воинского подвига. Распределив предлоги по смыслу, ученики сверяют текст с эталоном.
Подробный опорный конспект занятия по теме «Предлог как часть речи 7 класс» можете свободно скачать в начале публикации с презентацией к уроку.
Скачать презентацию «Предлог как часть речи 7 класс»