Опричнина Ивана Грозного: причины и последствия – урок истории

Опричнина Ивана Грозного кратко: причины и последствия Все новости

Привет, любознательные историки и исследователи прошлого! 🕰️📜 Сегодня наш урок истории «Опричнина Ивана Грозного кратко: причины и последствия» проведем в таинственном времени Ивана Грозного, когда на исторической арене появилась загадочная и пугающая фигура — Опричнина. Давайте вместе пройдемся по этому увлекательному периоду и углубимся в причины и последствия этого яркого, но неоднозначного явления российской истории.

Мы будем исследовать, что побудило Ивана Грозного создать Опричнину, какие тайные мотивы крылись за этим шагом, и какие вихри исторических событий он развязал. Вместе мы раскроем таинственную завесу и рассмотрим, какие изменения произошли в стране под властью этой загадочной институции.

Готовы окунуться в волнующий мир Ивана Грозного и его Опричнины? Тогда давайте начнем наше захватывающее историческое приключение! 🏰🕵️‍♂️✨

Скачать разработку урока «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия» в формате docx

Скачать презентацию по истории «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия» в формате pptx

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствияВ ходе предложенного на Школьном портале уроке по истории школьники изучат Опричнину Ивана Грозного, выявят причинно-следственные связи изучаемых событий, продолжат развивать свои умения анализировать доступную историческую информацию по теме урока.

Автор разработки рекомендует использовать на уроке помимо предложенного опорного конспекта и презентации, еще и раздаточный материал, который содержит проблемные вопросы. Через решение приведенных в дополнительном материале проблемных заданий учащиеся будут подведены к сущности самой опричнины Ивана Грозного, а также сумеют порассуждать о причинах ее развития, и о последствиях, с нею связанных.

На уроке ребята познакомятся еще и с мнениями различных историков, дававших характеристику изучаемому периоду времени и событиям, сопровождавшим опричнину Ивана Грозного.

Описание хода занятия об опричнине Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия-2В самом начале занятия автор разработки рекомендует продемонстрировать классу кадры из кинофильма, снятого под руководством С.Эйзенштейна под названием «Иван Грозный». После чего сообщает классу, что рассмотренные на предыдущем занятии внутренняя и внешняя политика во времена царствования Ивана Грозного, дополнятся информацией о таком явлении, что вошло в историю как «опричнина».

После знакомства класса с планом урока, приступаем к его реализации. Учитель сообщает, что во время всего урока ребятам потребуется делать записи на розданных листах, где приведены два проблемных вопроса:

  1. Важнейшим содержанием опричнины явились практически бессмысленные убийства. Тем не менее, наиболее значимая особенность ее заключалась в уверенности как самого Ивана IV, так и опричников в том, что их злодеяния оправданно благие. В чем заключалась эта уверенность?
  2. Иван Грозный казнил множество людей, в том числе и своих ближних слуг. Народ не проявлял недовольство и не испытывал ужаса от этих казней, которые зачастую осуществлялись всенародно. Можно ли, исходя из этого, утверждать, что царь Иван старался угодить своему народу?

На каждый из этих двух проблемных вопросов учащиеся будут в ходе занятия подбирать и записывать необходимые факты и аргументы, чтобы к концу урока дать правильный ответ.

Новые знания об опричнине Ивана Грозного

Под опричниной принято понимать особенный царский удел, в состав которого входили лучшие из земель, отличающиеся особым опричным управлением.

Под запись приводятся учителем цели опричнины:

  • желание царя единовластвовать;
  • концентрирование основных сил на продлении развязанной в 1558 году так называемой Ливонской войны;
  • искоренение остатков имевшейся феодальной раздробленности.

Анализируя цели опричнины, вместе с ребятами формулируем ее причины:

  • борьба царя со своим окружением, спровоцированная укреплением самодержавия, а также отстранением от реальной власти знати из числа князей и бояр;
  • недовольство Ивана Грозного результатами реализуемой внешней политики, и прежде всего – ходом Ливонской войны.

Кроме этого следует обратить внимание школьников и на событие, с которым историки связывают начало самой опричнины.

Другие подробности об опричнине Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия-1После знакомства класса с очередным документом, приведенным в приложении к опорному конспекту урока, предстоит поразмышлять над тем, какие изменения произошли в организации государственного управления в период опричнины.

В ходе дискуссий класс придет к выводу, что территория России данного периода времени была представлена двумя частями: земщиной и опричниной. При этом царь хотел предстать вроде изгнанника, скитальца. На самом же деле им была создана в форме опричнины карательная организация, позволившая навязать власть царя на главные политические центры государства.

На очередном этапе урока учащиеся изучают опричный террор, а также и саму отмену опричнины. Рассуждают над тем, к чему привела подобная политика царя Ивана, разделяя последствия, на политические и социально-экономические.

Подводя итог урока, учитель возвращается к проблемным вопросам начала занятия, позволяя ребятам привести свои ответы и размышления. Подробный конспект урока вместе с наглядной презентацией по истории на тему «Опричнина Ивана Грозного. Причины и последствия» можно скачать в начале публикации, а ниже просмотреть слайды ↓

Заключение

И вот мы подходим к завершению нашего захватывающего урока истории о загадочной Опричнине Ивана Грозного! 🌪️📜 Дорогие друзья, благодарим вас за участие в этом увлекательном путешествии по времени, где мы вместе раскрывали тайны истории и заглядывали в самые глубины прошлого.

Мы разобрались в причинах возникновения Опричнины, попытались почувствовать, что двигало самодержцем в тот смутный период. Мы оглянулись на последствия этого явления, понимая, как оно повлияло на судьбу России и ее народа.

Надеемся, что этот урок истории оставит у вас не только знания, но и чувство, что каждый период нашей истории — это урок, из которого мы можем извлечь уроки и мудрость для будущего. Помните, что история — это не только страницы учебника, но и зеркало, в котором мы видим отражение своего настоящего.

Спасибо за ваше участие и ваши вопросы! До новых исторических открытий и встреч на страницах прошлого! 🚀🕰️🌐
Скачать презентацию «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий