Портрет в искусстве России – конспект и презентация к уроку МХК
Скачать разработку урока МХК «Портрет в искусстве России» в формате doc
Скачать презентацию по теме «Портрет в искусстве России» в формате ppt
Данная разработка является одним из ряда уроков, предложенных автором по русскому изобразительному искусству последних четырех десятилетий 19 века. В этой статье Школьного портала мы расскажем о портрете в искусстве России, подробно изучаемом на уроках МХК в 11 классе.
Материал занятия показывает гуманистическую направленность самых ярких полотен русского изобразительного искусства конца 19 века, а также его самую активную роль в борьбе общественных масс.
Обобщая межпредметные связи, ранее полученные знания из курсов ИЗО, музыки, истории, а также литературы, происходит углубление и расширение у учащихся представлений о творческих успехах передвижников, связывая все это с реализацией идейно-художественных задач эпохи.
Описание хода занятия о портрете в русском искусстве
Замечательными и мудрыми эпиграфами Чернышевского Н.Г., Стасова СВ.В. и Толстого Л.Н., предлагает начать занятие автор разработки. После чего урок продолжается упоминанием высказывания создателя теории относительности, выдающегося ученого 20 века – А. Эйнштейна. Достаточно отдаленный от литературы и изобразительного искусства, ученый восхищается ни кем-нибудь, а именно Достоевским, чье творчество покорило умы далеко за пределами России.
Демонстрируя на следующем этапе портреты помимо упомянутого Достоевского, еще и Островского, Толстого и других, учитель сможет подчеркнуть, что урок нацелен на раскрытие идеи изображения «защитников народных», коими выступали выдающиеся деятели культуры России конца 19 века.
Далее становится достаточно актуальным ответ на вопрос: – Отчего люди искусства и культуры в целом, стали занимать столь важное место в полотнах русских художников последних десятилетий 19 века?
Учитель обращает внимание на отрывок из произведения Л.Н. Толстого, который в одной из частей романа «Анна Каренина» вводит нового персонажа – художника Михайлова, под личиной которого скрывался ни кто иной, как реальный художник – И.Н. Крамской.
Портреты Л.Н. Толстого двух художников России
Внимание школьников переводится на экран, где изображен портрет Толстого, написанный Крамским. Учитель просит ребят перечислить детали, выделенные художником в личности выдающегося писателя, рассмотрев внимательно портрет. Они обнаруживают его уверенность в сидящей позе и в сложенных руках. Прослеживается также сила и могущество, одетого в крестьянскую блузу Толстого.
Личность Льва Николаевича восхищала многих современников, одним из которых был также знаменитый художник Илья Репин, написавший его портрет спустя 14 лет после рассмотренного выше Крамского. Важным моментом для обучающихся становится поиск отличий в трактовки изображенных образов Толстого на портретах Репина и Крамского. Должна быть обнаружена, прежде всего, репинская раскованность и полнота движения, где писатель, словно вот-вот поднимется с кресла и покинет помещение.
Рассуждаем о том, что несут собой обнаруженные школьниками вместе с учителем различия в полотнах двух художников Репина и Крамского. Если второй направляет все средства выразительности на раскрытие взгляда и черт писательской личности, то для первого важнее стала передача влюбленности Толстого в жизнь посредством динамичности мазка, а также интенсивности красок.
Портреты П.М. Третьякова русских художников
Следующими портретами для сравнения станут полотна опять-таки Репина и Крамского, но на этот раз задаемся поиском отличий в передачи образа П.М. Третьякова. Познакомившись с техниками двух художников, просим ребят не только найти различия в портретах Третьякова, но и определить, какой из них принадлежит кисти Репина, а какой – Крамского.
Перечислив обнаруженные отличительные детали в портретах, классу задается ряд вопросов:
• Отчего эти оба художника сочли необходимым нарисовать Третьякова?
• Каким был этот человек?
• Каковы его заслуги, благодаря которым он заслужил известность?
Но, прежде чем учащиеся дадут ответы на эти вопросы, один из них зачитает сообщение о Третьякове П.М., подготовленное заранее.
Н.И. Пирогов на полотнах русских художников
Далее на обсуждение выносится еще одно полотно Репина – портрет выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова, в котором автор видел настоящего гения своей эпохи, высоко оценив великие открытия врача. К портрету учитель задает вопросы:
• Ощущается ли в картине особая увлеченность художника личностью Пирогова?
• Что больше всего Репина восхищает в данном человеке?
• Каким образом автор сумел создать настолько убедительный образ, показав свое отношение к русскому хирургу?
В таком продуктивном и логично построенном ритме автор разработки рекомендует проведение урока МХК в 11 классе, где предстоит детальное обсуждение также и других портретов русских художников. Подробный конспект и презентацию к занятию, посвященному портретам в изобразительном искусстве России конца 19 века вы можете скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓
Скачать презентацию по МХК «Портрет в искусстве России»
Планировала урок о становлении портретописания у русских художников, вот и использую ваш конспект и презентацию. Спасибо