- Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение – урок физики
- Насыщенный и ненасыщенный пар — описание хода урока
- Изучение нового материала о насыщенном и ненасыщенном паре
- Проводим исследования с ненасыщенным и насыщенным паром
- Динамическое равновесие насыщенного и ненасыщенного пара
- Закрепление материала о насыщенном и ненасыщенном паре
Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение – урок физики
Скачать методическую разработку «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение» урок физики в формате doc
Скачать презентацию «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение» к уроку физики в формате ppt
Методическая разработка урока по физики в 8 классе по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение» представлена на Школьном портале вместе с наглядной презентацией и приложением для тестирования учащихся. На занятии школьников знакомят с процессом испарения, а также с тесно связанными с ним понятиями ненасыщенный и насыщенный пар.
Проводимые на уроке исследования позволят выяснить зависимость скорости процесса испарения от различных факторов. А процесс испарения преподносится восьмиклассникам с позиции молекулярно-кинетической теории. Предложенные формы работы и задания создают благоприятную обстановку для развития у детей навыков логического мышления, а также умения описывать и анализировать наблюдаемые физические явления.
Простота и доступность материала урока в сопровождении слайдов презентации «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение», позволяет не только привить к изучаемому предмету особый интерес, но и, в значительной мере, расширить кругозор учащихся, обучая их применять полученные знания на практике.
Насыщенный и ненасыщенный пар — описание хода урока
Урок физики в 8 классе «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение» учитель начинает с проверки выполненного учащимися домашнего задания, предлагая им ответить на следующие вопросы:
• В каких агрегатных формах можно наблюдать одно и тоже вещество? (В газообразном, жидком, твёрдом)
• Какими параметрами определяется различное агрегатное состояние вещества? (Характером взаимодействия, движения и расположением входящих в состав вещества молекул)
• Опишите особенности молекулярного строения твёрдых тел, жидкостей и газов. (Расстояния между молекулами в газах значительно превышают размеры этих молекул, что приводит к существенному уменьшению сил притяжения между ними. Расстояния между молекулами в твёрдых и жидких веществах гораздо меньшее, а силы притяжения велики)
• Каким процессом принято называть плавление? (Процесс перехода какого-либо вещества в жидкое состояние из твёрдого)
• Что представляет собой процесс отвердевания? (Переход вещества в твёрдое состояние из жидкого)
После полученных ответов учащихся, внимание ребят учитель переводит на доску, где нарисован график зависимости температуры от времени нагревания кристаллического вещества — льда. Классу необходимо дать объяснение и характеристику происходящего с водой на каждом из отрезков времени, которому соответствуют участки графика.
Изучение нового материала о насыщенном и ненасыщенном паре
Приступает учитель к изучению нового материала на уроке по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар» с объяснения того, что никакая жидкость не способна бесследно исчезнуть. На самом деле, если количество жидкости в открытом сосуде понемногу уменьшается, значит, она превращается в пар, то есть в газообразное состояние. И называется этот процесс парообразованием.
Однако процесс перехода какой-либо жидкости в состояние газообразное делится на два способа: кипение и испарение. В сопровождении слайдов презентации «Насыщенный и ненасыщенный пар», учащиеся знакомятся подробнее с процессом испарения. Так, отделяются от жидкости и «испаряются» молекулы, чья кинетическая энергия настолько велика, что превышает силы притяжения других молекул жидкости.
Проводим исследования с ненасыщенным и насыщенным паром
На следующем этапе занятия, классу предстоит ответить на проблемный вопрос: — От каких факторов зависит скорость испарения? Для этого, автор разработки предлагает осуществить несколько исследований:
Исследование 1. Берём две стеклянные пластины и помещаем на них при помощи пипетки по капле жидкостей: на одну — холодной воды, на другую — бензина. Слегка размазываем их кисточкой по пластине и наблюдаем за скоростью испарения, делая вывод.
Исследование 2. На две матовые стеклянные пластины наносим пипеткой по капле воды: на первую — холодной, на вторую — горячей. И снова наблюдаем за скоростью испарения воды в обоих случаях, отмечая вывод.
Исследование 3. Теперь для сравнения на две матовые стеклянные пластины наносим по одной капле холодной воды. Но одну из них слегка растираем кисточкой по пластине. Сравниваем скорости испарения жидкости и делаем вывод.
Исследование 4. В заключительном исследовании на две матовые стеклянные пластинки наносим по капле холодной воды, как в предыдущем исследовании. Однако в этот раз одну пластину накрываем стеклянным стаканом или мензуркой, а на вторую направляем вентилятор. Включаем вентилятор и наблюдаем за скоростью испарения жидкости на обеих пластинах. Делаем вывод.
Динамическое равновесие насыщенного и ненасыщенного пара
В результате проведённых исследований, ребята делают вывод, что скорость испарения жидкости зависит, прежде всего, от следующих факторов: температуры жидкости, её состава, отсутствия или наличия ветра, а также площади поверхности жидкости.
Далее становится актуальным объяснение понятия «динамическое равновесие«, определение которого ребята записывают в тетради. Рассматриваем и тесно связанное с динамическим равновесием — понятие «насыщенный пар«. Соответственно пар, не находящийся в динамическом равновесии с жидкостью, будет называть ненасыщенным.
Закрепление материала о насыщенном и ненасыщенном паре
Закрепление учебного материала осуществляем при помощи предложенного в разработке тестирования по семи вопросам:
1) Парообразование — это …
2) Укажите два известных вам вида парообразования.
3) Вид парообразования — испарение, которое …
4) Какая из трёх жидкостей быстрее испарится: вода, подсолнечное масло, духи?
5) При какой именно температуре наблюдается процесс испарения?
6) Когда наступает между жидкостью и паром динамическое равновесие?
7) В чём отличие пара насыщенного от ненасыщенного?
В конце урока учитель даёт классу домашнее задание, демонстрируемое на экране, и комментирует его. Подробную методическую разработку «Насыщенный и ненасыщенный пар» урока физики в 8 классе и презентацию можете скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Насыщенный и ненасыщенный пар. Испарение»