- Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц
- Исследовательская работа. Вступление.
- Исследовательская работа. Цели:
- Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:
- Исследовательская работа. Решаемая проблема:
- Исследовательская работа. Топонимика.
- Исследовательская работа. Анкетирование.
- Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.
- Исследовательская работа. Наши предложения:
- Исследовательская работа. Заключение:
- Исследовательская работа. Выводы.
Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц
Исследователи: учащиеся 11 класса МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики — Осипова Ирина, Бакшлян Анастасия, Чекирь Юлия. Исследовательская работа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе — Бодарева Руслана Николаевича.
Исследовательская работа. Вступление.
Прежде, чем была начата исследовательская работа, юные исследователи задумались: – С чего начинается Родина?
Подобный вопрос, не один раз слышал каждый из нас. И многие отвечают на него по-разному. Для нас, исследователей данной работы, Родина начинается с микрорайона Лунга г. Дубоссары. В городе, где мы родились и проживаем, с тех улиц, на которых построены и стоят наши дома. Именно поэтому мы и хотим узнать об этих улицах как можно больше.
На сегодняшний день мало кто из жителей микрорайона Лунга знает, откуда берут свое начало названия местных улиц, а также значение этих названий. Очень часто приезжие тратят уйму времени для того, чтобы найти тот или иной адрес. Возникает проблема: что же нужно сделать для того, чтобы жители микрорайона, приезжие могли лучше узнать эту часть города и легко ориентироваться в ней.
Исследовательская работа. Цели:
• расширение знаний об истории микрорайона Лунга;
• знакомство с историей происхождения названий улиц микрорайона, а также значение тех или иных названий;
• создание собирательного, классифицированного и наглядного материала для изучения вопросов истории и краеведения по данной тематике;
• отражение собирательного материала переносом на географическую карту микрорайона Лунга г. Дубоссары;
• запись накопленной информации на цифровой носитель (электронный вариант) в удобной для просмотра учащимися в классе форме.
Образовательная область исследовательской работы – это, прежде всего, происхождение названий улиц микрорайона Лунга и их значение.
Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:
• наглядный материал для уроков истории ПМР в старших классах учебных заведений Дубоссарского района;
• использование брошюры и карты улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары в городском музее и музеях района;
• материал для пропаганды и популяризации происхождения названий улиц как информационной ценности, нуждающейся в особом изучении и даже определенной охране, учитывая ту функцию, что они играют в языке.
Исследовательская работа. Решаемая проблема:
• на сегодняшний день собирательного, а тем более наглядного и доступного материала о происхождении и значении названии улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары нет.
Преимущество и новизна идеи, технологии, проблемы в сравнении с другими известными авторами.
Эта проблема предполагает целесообразность сбора информации по каждой улице микрорайона из всех доступных источников (материалы краеведческого и школьного музея, городской и районной библиотек, работа с архивом) и последующее её укомплектование в универсальную и наглядную для обзора форму.
Средства и методы, с помощью которых осуществлялась исследовательская работа.
Методы:
• метод анализа различной литературы по теме (архивные справки, статьи журналов, подшивки газет, справочная литература, все, что помогает раскрыть вклад того, или иного знаменитого деятеля);
• метод классификации (здесь мы используем объединение названий улиц в классифицированные группы);
• метод измерения (использован в анкетировании);
• поисковый метод исследования;
• анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к каждой улице);
• технический (работа с компьютером);
Средства:
• материалы городского и школьного музеев (литература, газеты), библиотеки (брошюры, литература по истории МССР и ПМР);
• всемирная система объединённых компьютерных сетей − Интернет;
• компьютер (для систематизации информации и создания цифрового варианта наглядного и пропагандно-популяризаторского материала, создания презентации, карты, брошюры и бумажного варианты работы);
• транспорт (для перемещения по городу, ознакомления и изучения).
Исследовательская работа. Топонимика.
Изучив значение понятия топони́мика как науки, которая изучает различные географические названия, а также их происхождение, смысловое значение, написание и произношение, развитие, современное состояние, на очередном этапе исследовательской работы, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, что они играют в языке.
Все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков.
Исследовательская работа. Анкетирование.
На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц микрорайона Лунга. Анкета для учащихся (Приложение 1), анкета для учителей (Приложение 2) Было опрошено 74 человека из числа учащихся 5 − 11 классов МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары.
Школьникам было предложено дать ответы на вопросы:
- На какой улице Вы проживаете?
- Напишите, что Вы знаете о значении и происхождении названия улицы, на которой проживаете?
По результатам опроса были получены следующие данные:
• 9 % из числа опрошенных учащихся с 5 по 11 классы знают, о происхождении названия улицы, на которой проживают;
• 91 % учащихся не владеют этой информацией.
Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.
Пользуясь топографической картой г. Дубоссары, которую нам разрешил использовать администратор официального сайта г. Дубоссары мы выписали все улицы и переулки, которые были обозначены в микрорайоне Лунга.
По нашим данным в микрорайоне Лунга города Дубоссары 29 улиц и 10 переулков.
Познакомившись с названиями улиц, мы предположили, что в этих названиях отражены:
• героическое прошлое страны и города;
• имена выдающихся людей;
• названия, которые имеют связь с особенностями географического расположения города;
• и другие названия.
На следующем этапе исследования мы принялись искать наиболее достоверную информацию о происхождении и значении названий всех улиц микрорайона Лунга на основании различных источников и материалов, а также бесед с жителями города. Для большей систематизации мы решили расположить улицы в алфавитном порядке.
Таким образом, исходя из имеющегося перечня названий улиц, мы условно можем разделить улицы микрорайона Лунга на такие группы:
• улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (17 улиц и 7 переулков);
• улицы, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями (3 улицы);
• улицы, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе (2 улицы);
• улиц, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, которые связаны с реками и городами бывшего СССР (4 улицы и 3 переулка);
• названия улиц, не классифицированные по своему происхождению (2 улицы).
Результаты исследовательской работы приведены в таблице 1 и на диаграмме.
Таблица 1.
№ |
Условные группы | Количество улиц (%) | Количество переулков(% |
1. | Улицы и переулки, названия которых связаны с именами выдающихся людей |
17 |
7 |
2. | Улицы и переулки, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями |
3 |
− |
3. | Улицы и переулки, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе |
2 |
− |
4. | Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, связанные с реками и городами бывшего СССР |
5 |
3 |
5. | Остальные |
2 |
− |
Всего |
29 |
10 |
Рис. 2. Группы улиц, разделённых по наименованиям
Рис. 3. Группы переулков, разделённых по наименованиям
Также выяснили, что чаще встречаются улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (59 %), и среди переулков также (70 %).
Исследовательская работа. Наши предложения:
1. Чтобы люди не забывали об истории названия улиц, на каждой улице предлагается установить таблички, с указанием имени, отчество, фамилию того человека, который внес определенный вклад в историю человечества, в том числе нашей страны.
Например:
2. Также, что бы местные и приезжие лучше ориентировались в городе, и в нашем микрорайоне в частности, мы создали брошюры, в которых указали названия улиц микрорайона и их расположение, а также информацию о происхождении названий этих улиц.
3. Кроме того, для ознакомления с историей улиц микрорайона мы провели с учениками школы общешкольное мероприятие, где представили результаты проведенной исследовательской работы.
Исследовательская работа. Заключение:
Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации происхождения и значения улиц как культурного и градостроительного достояния города и района.
Значительная часть материалов исследовательской работы посвящена пропаганде и использованию информации о происхождении и значении улиц в воспитании учащихся.
В ходе социологического опроса школьников выяснилось, что 91 % опрошенных учеников МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары не знают историю происхождения названий своей улицы.
Исследовательская работа. Выводы.
Хочется надеяться, что этот коллективный труд станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории и краеведов, будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению, сохранению и эффективному использованию информации о происхождении и значении улиц, в том числе, как культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики. Мы считаем, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми данными.
Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».
Здесь можно просмотреть презентацию: