Физические и химические явления – конспект и презентация к уроку химии
Скачать презентацию «Физические и химические явления» к уроку химии в формате ppt
Методическая разработка по теме «Физические и химические явления» к уроку химии в 8 классе, представленная на Школьном портале, представляет собой урок формирования новых способов действий, а также знаний на базовом уровне, согласно УМК по линии Габриеляна О.С.
В ходе урока становятся шире представления учащихся о явлениях физических, а также химических, формируется умение отличать химические реакции по соответствующим признакам. Продолжается также формирование умения безопасного и правильного обращения с лабораторным оборудованием и веществами.
Создаётся на уроке благоприятная атмосфера для развития у восьмиклассников познавательной деятельности через организацию химического эксперимента. Реализуются на занятии и воспитательные цели. Это и привитие тактичности, ответственности, и воспитание наблюдательности, внимания.
Физические и химические явления – описание хода урока
В процессе фронтальной беседы с демонстрацией актуализируются знания учащихся на уроке. Во вступительной части занятия учитель обращает внимание класса на окружающий нас мир, уточняя, что из веществ состоят все предметы, тела, в том числе и мы. В сопровождении слайда презентации «Физические и химические явления» поясняется то обстоятельство, что с веществами этими постоянно происходят какие-нибудь явления, процессы.
Беседа поддерживается посредством таких вопросов:
• Чем отличаются одни вещества от других? (Свойствами, такими как вкус, запах, цвет и другими)
• Что изучает химия? (Например: изучает строение и свойства веществ, а также их применение)
Актуализацию новых знаний проводим посредством демонстрации нескольких явлений. Трое учеников класса при помощи учителя проводят демонстрационные опыты, предложенные им по карточкам. Классу необходимо установить, что за изменения наблюдаются со свойствами веществ в результате этих опытов.
Демонстрация опытов, подтверждающих физические и химические явления
Учащимися демонстрируются следующие опыты:
• Опыт 1: Медная проволока скручивается в спираль на карандаше, а после — распрямляется. Вопрос: — Изменились ли при этом свойства медной проволоки?
• Опыт 2: Приливается к раствору гидроксида натрия (NaOH), находящемуся в пробирке в количестве 2 мл, несколько капель индикатора фенолфталеина. Вопрос: — Что вы наблюдаете и, что изменилось?
• Опыт 3: Измельчается небольшой кусочек мела в фарфоровой ступке. Вопрос: — Изменились ли свойства мела?
В ходе беседы и ответов на вышеуказанные вопросы, внимание учащихся акцентируется на изменении размеров частиц и формы вещества, его цвета до проведённого опыта и после него. Таким образом, шаг за шагом, восьмиклассники осознают принцип, согласно которому наблюдаемые процессы, возможно разделить на две группы, на основе их обратимости и необратимости. Так, обратимые явления, прежде всего, связаны с физическими свойствами, а необратимые — с химическими свойствами веществ.
К изучению нового материала приступает класс с рассмотрения объяснительных характеристик физических явлений. На этот раз в качестве примера берётся природное явление — круговорот воды. К демонстрируемой на экране иллюстрации круговорота воды в природе, учитель задаёт вопрос: — Какие происходят в результате круговорота воды физические процессы?
В ходе рассуждений, приходим с ребятами к выводу, что во всех известных физических процессах меняется лишь агрегатное состояние вещества, а состав остаётся неизменным. Так, в круговороте воды состав — молекулы воды – не изменяется. Наблюдается только переход из одного агрегатного состояния в другое.
Одним из наглядных примеров изменения агрегатного состояния, является плавление парафина, видеофрагмент которого демонстрируем классу (ссылка на видеоролик опыта имеется на слайде презентации «Физические и химические явления», как и в случае других опытов, предложенных в данной разработке урока).
Примеры физических и химических явлений
Ещё один пример изменения агрегатного состояния — возгонка, когда вещество переходит из твёрдого, минуя жидкую фазу, сразу же в газообразное состояние. Просматриваем видеофрагмент возгонки бензойной кислоты, которая прежде переходит в газообразную фазу (дым), а после — кристаллизуется на хвойной ветке.
Таким образом, физические явления очень широко применяются человеком в деятельности: фильтрование (очистка питьевой воды), перегонка (получение нефтепродуктов), выпаривание (получение из растворов твёрдых веществ), отстаивание и многое другое. И снова делается вывод, что с физическими явлениями связывают изменения формы тела, его размеров, а также агрегатного состояния вещества.
Завершая блок физических явлений, класс приступает ко второй части занятия, где внимание акцентируется на основных признаках химических явлений. Здесь наблюдаются и обсуждаются видеофрагменты опытов:
• «Фараонова змея«, где нитроацетиленид взаимодействует с серной кислотой, с образованием осадка, выделением газов и изменением окраски раствора;
• «Колебательная реакция Бриггса-Раушера«, в ходе которой цвет раствора меняется на протяжении нескольких минут;
• самовозгорание парафина в результате его расплавления и нагревания до температуры кипения;
• «вулкан» при разложении дихромата аммония.
Закрепление материала о физических и химических явлениях
По дифференцированным заданиям проводится закрепление материала и рефлексия. А завершается урок лабораторным практикумом, который автор методической разработки предлагает провести в группах. Каждая группа проделывает и описывает свой опыт, а алгоритм его выполнения заранее распечатывается и раздаётся классу.
Методическую разработку урока химии в 8 классе «Физические и химические явления», вместе с приложениями, презентацией и видеофрагментами опытов можно скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Физические и химические явления»
Кто не думает о качественном, добротном открытом уроке, который целиком отвечает запросам и требованиям современной школы? Многие готовы работать всю педагогическую жизнь для того, чтобы в итоге стать уважаемым и современным педагогом. Есть чему поучиться у авторов разработок, размещенных на Школьном портале.