Найти на сайте

Реки России – конспект и презентация к уроку географии



Реки России – конспект и презентация к уроку географии

Скачать конспект урока «Реки России» в формате doc

Скачать презентацию «Реки России» к уроку географии в формате ppt

Реки РоссииШкольный портал предлагает разработку занятия по географии в 8 классе по теме «Реки России», включающую подробный конспект урока и наглядную презентацию. Кроме того, в разработке имеется дополнительный материал к уроку для раздачи его учащимся.

Цель и задачи занятия:
• изучение отличительных особенностей рек России;
 углубление и расширение знаний школьников о реках;
 ввести новые понятия: «уклон», «падение реки»;
 проанализировать влияние рельефа, а также климата на реки России;
 сформировать умения вычисления падения и уклона реки.

На уроке актуализируются ранее изученные знания. Так, о влиянии рельефа и климата вспоминаем из курса географии 7 класса, а строение речной долины, как и части рек – понятия из курса географии 6 класса.

Описание хода занятия «Реки России»

Реки России-1Этап актуализации знаний организуется при помощи предварительного рассказа учителя о роли воды в жизнедеятельности живых организмов. Упоминая о богатстве России внутренними водами, просим учащихся перечислить, какие из подобных вод они знают из курса 6 и 7 класса. Школьники перечисляют известные виды подземных вод: реки, озера, пруды, болота, снега, ледники, вечная мерзлота, каналы, подземные воды, водохранилища.

Отмечем зависимость внутренних вод от множества различных природных факторов. Подробнее останавливаемся на роли климата и рельефа. Замерзаемость рек имеет прямую зависимость от климата региона. Так, гораздо больший слой льда на реках в регионах, где длительная холодная зима. Сухой климат региона приводит к возможности пересыхания рек либо их существенной маловодности. Регионы с муссонным климатом разливаются летом, а не весной.

Влияние рельефа на реки отмечаем, сравнивая отличительные особенности их протекания на равнинах (спокойное течение) и в горах (бурное течение и водопады).

При помощи слайдов презентации, вспоминаем с учащимися части реки по схеме на экране и отвечаем на вопросы:
• Что называют истоком?
• Объясните, что значит «устье реки»?
 Дайте характеристику понятию «речная система».
• Что называют речной долиной?
 По схеме на слайде опишите строение речной долины.
 Что означает «бассейн реки»?

Приступаем к работе по карте. Школьникам предлагается найти водоразделы таких рек, как Волга и Северная Двина, Обь и Печора. Затем ученики указывают реки, которые несут собственные воды в океан Северный Ледовитый. Показывают ребята и реки бассейна еще одного мирового океана – Тихого, отвечая на вопрос: – По какой причине крупных рек на востоке нашей страны гораздо меньше, чем на севере?


Изучаем новый материал о реках России

Вводятся и даются определения новых понятий: падение реки, уклон реки. На примерах учитель объясняет, как рассчитывать величину падения. Вместе с классом вычисляем значение падения реки Волги, когда известны уровни воды у истока и у устья реки, впадающей в Каспийское море. По результатам вычислений, величина падения Волги равна 328 метров.

После этого, классу предлагается самостоятельно решить задания на определение величины падения Лены и Ангары. Работу можно дать по вариантам, а можно поработать в парах.

Для определения уклона реки, ребята узнают, что необходимо длину реки (справочный материал к уроку) поделить на величину падения. Расчеты просты, но интересны.

Другими характеристиками, определяющими особенности рек, являются климатические факторы, формирующие так называемые «режимы рек». Так, реки России подразделяются на три группы по специфике их режима: с весенним половодьем (Обь, Волга и другие), с летним половодьем (Амур и другие), с паводковым половодьем (Терек и другие).

Еще одно понятие вводится далее на уроке – годовой сток. Это показатель многоводности, значение которого равно площади воды, протекающей в русле реки на протяжении всего года. Приводятся примеры наиболее многоводных рек с большим значением годового стока: Енисей, Амур и Лена.

Завершение урока географии про реки России

Реки России-2На следующем этапе занятия, внимание школьников обращаем на еще одно явление, связанное с реками – наводнение. Анализируя возможный ущерб от наводнений, и рассмотрев фотографии на экране, ребятам предлагается высказать свое мнение о том, как можно защититься от этого стихийного явления, переходящего порой в глобальную экологическую катастрофу.

В закрепление классу задаются вопросы:
• Каково отличие половодья от паводка?
• Из-за чего Амур разливается летом, а Волга – весной?
• Какая река в России самая полноводная?
• Какая река самая длинная в нашей стране?
• Дайте характеристику скорости течения, глубины долины, а также судоходности реки, если ее уклон составляет 3 м/км.
• Что называют годовым стоком?
• В чем заключается отличие внутренних вод в тех областях, где наблюдается недостаточное и избыточное увлажнения?

Работу на уроке завершает выполнение задания по контурной карте, где ученики должны будут обозначить наиболее крупные речные системы России. Подробный конспект урока географии «Реки России» и презентацию для 8 класса можете скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды в плеере ↓

Скачать презентацию по географии «Реки России»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>