Кавказские горы – самые молодые горы. Урок географии
Скачать методическую разработку «Кавказские горы» урока географии в формате doc
Скачать презентацию «Кавказские горы» к уроку географии в формате ppt
Очередная методическая разработка предложена посетителям Школьного портала по географии в 8 классе. На этот раз представлен подробный конспект урока по теме «Кавказские горы – самые молодые горы», к которому автор подготовил яркую и качественную презентацию.
Цель урока «Кавказские горы»: познакомить учащихся 8 класса с горами Кавказскими, отличительными особенностями в их строении, специфичностью климата и высотной поясности, а также проанализировать состав растительного и животного мира данного региона страны.
В ходе урока совершенствуем умение школьников составлять картосхему, а также продолжаем развитие умений в решении задач практической направленности, расширяя при этом их кругозор. Грамотно подобранные задания и структура урока, позволяют воспитывать организованность у учащихся, рационально распределять время.
Описание хода занятия — Кавказские горы
Сообщив классу цели и задачи урока географии «Кавказские горы – самые молодые горы», учитель приступает к актуализации знаний, проверяя, насколько учащимися усвоена ранее изученная тема.
К изучению нового материала переходим при параллельном составлении карты-схемы, на имеющихся в распоряжении учащихся контурных картах. Учитель сообщает особенности географического положения Кавказских гор, которые раскинулись от Каспийского до берегов Черного моря.
Горные хребты Большого Кавказа очерчивают государственную границу России, отделяя территорию страны от государств Закавказья. Здесь и отмечается учителем особенность расположения Кавказских гор, а именно то, что Кавказ отдален от экватора на такое же расстояние, как и от полюса.
Знакомим школьников с условным делением Кавказа на части: Большой Кавказ, Закавказье, Предкавказье, Малый Кавказ, Центральный Кавказ, а также Западный и Восточный.
Подробнее останавливаемся на рельефе, полезных ископаемых, строении Кавказских гор. Здесь становится уместной работа в парах по заполнению таблицы. Предложены в разработке три варианта таблицы, где ребятам требуется перечислить полезные ископаемые Западной, Центральной и Восточной частей Кавказа, характеризуя их по происхождению.
Климат и водные ресурсы Кавказских гор
Приступая к усвоению материала о климате Кавказа, продолжаем работу с картой контурной, отмечая мягкость климата. Если Западная часть Кавказа характеризуется большим количеством ежегодно выпадающих осадков (380-520 мм/год) благодаря поступающей влаги с акватории Атлантического океана, то в Восточной части Кавказа довольно часто наблюдаются суховеи, бури пыльные и засухи.
Кроме того, данной территории присущи специфические местные ветры – фен и бора. Первый – весенний и теплый, смягчающий жару, а второй – холодный, навевающий заморозки и спускающийся с гор.
Приступая к изучению водных ресурсов Кавказских гор, воспользовавшись атласом, задаем вопросы, демонстрируемые на очередном слайде на экране:
• К каким видам рек, учитывая водный режим, можно отнести реки Кавказа?
• Охарактеризуйте ледовый режим Кавказских рек.
• Учитывая характер течения, какими являются Кавказские реки?
• К какому типу озер можно отнести по своему происхождению Кавказские озера?
На следующем этапе знакомим учащихся 8 класса с высотной поясностью, которая схематично представлена на слайде презентации. Кавказские горы отмечены семью высотными поясами, каждый из которых представлен в презентации изображением характерного пейзажа. Отличают следующие высотные пояса: снега и ледники, тундра, субальпийский пояс, тайга, альпийский пояс, смешанный лес и широколиственный лес.
Самостоятельная работа по вопросам о Кавказских горах
В качестве закрепления полученных на уроке знаний, автором разработки предложена самостоятельная работа в тестовой форме. Вопросы приводятся на экране с последующей самопроверкой:
• Какой возраст у Кавказских гор, по мнению ученых? (7-8 млрд. лет)
• Как называется самая высокая точка Кавказских гор? (Эльбрус)
• Для каких частей Кавказа наиболее характерно выпадение большого количества осадков? (Западных)
• В каком городе Кавказа можно наблюдать самую высокую температуру в январе месяце? (Сочи)
• Назовите мировой океан, являющийся главным поставщиком влаги на территорию Кавказа? (Атлантический)
После того, как учащиеся сверят свои ответы с правильными, подводим итоги занятия и выставляем оценки. Подробный конспект урока географии «Кавказские горы – самые молодые горы» можно скачать с красочной презентацией в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓
Скачать презентацию по географии «Кавказские горы»