Скачать разработку урока «Способы образования слов в русском языке» в формате docx
Скачать презентацию «Способы образования слов в русском языке» в формате pptx
Об образовании слов и способах их формирования пойдет речь в очередной методической разработке по русскому языку на страницах Школьного портала, предназначенной к изучению в 6 классе.
Материал занятия очень тесно перекликается с еще одной разработкой, ранее описанной на нашем портале — Морфологические нормы русского языка. Однако, если нормы рассматриваются достаточно подробно в старших классах, то здесь предстоит обобщение полученных школьниками знаний о морфемных способах формирования слов в языке.
Кроме того, урок нацелен и на развитие умений обучающихся осуществлять морфемный анализ слов. Автором разработки помимо опорного конспекта подготовлена интересная интерактивная презентация, а еще и приложение к уроку. Расскажем далее о том, как рекомендуется структурировать последовательность этапов урока.
Описание хода занятия о способах образования слов
Урок начинается с эпиграфа М.А. Рыбниковой, который зачитывает учитель сразу после организации класса. А класс пытается объяснить смысл представленного высказывания, а затем подобрать однокоренные слова к одному из слов эпиграфа, например, к слову «затаённый».
В сопровождении слайдов презентации организуется этап актуализации в форме опроса по следующим вопросам:
• Что называют корнем слова?
• Дайте определение основе слова?
• Что в русском языке называют приставкой?
• Сформулируйте определение понятия суффикс.
• Что называют окончанием слова?
• Сформулируйте главные из известных вам способов формирования слов в языке с примерами.
Следующим из заданий становится определение значения суффикса в разгадках к четырем представленным на экране загадкам. Разгадки в форме изображений демонстрируются на слайдах. Классу предстоит также подобрать соответствующие слова к указанной в задании словообразовательной модели.
Обобщение знаний о способах образования слов в русском языке
Этап обобщения изученного ранее продолжается выполнением задания на поиск слов с приставками из тех, что перечислены на экране: подставка, низвергаться, прикрыть (дверь), прибывать к станции, рассказчик, здоровье, расстилаться, приморский пляж, пребывать на вокзале, предположение, здание, превосходный, сделать, бесчувственный, преодолеть преграды, исчезать, беспокойный, вписать, воспаление.
После того, как слова с приставками выявлены, ребята пробуют объяснить их правописание. Далее осуществляется лексическая работа по небольшому тексту, также размещенному на слайде. Задания по тексту следующие: необходимо его озаглавить; найти однокоренные слова, упоминаемые в нем; подобрать антонимы.
После того, как класс справиться с лексической работой, предлагается составить слова, используя словообразовательную модель, представленную на слайде, а также объяснить значение, используемых в словах суффиксов.
Закрепление знаний о способах образования слов
Урок продолжается закреплением по теме, для чего школьники выполняют морфемный разбор, а после и словообразовательный разбор слов: пришкольный, телефон-автомат, внедорожник, лесоруб, отсеребрилась.
А пока класс занят разбором перечисленных слов, некоторым из учащихся раздают заготовленные карточки (приложение к опорному конспекту).
Заключительным этапом занятия станет дидактическая игра под названием «Собери слово». В игре шесть загаданных слов, к которым даются последовательно по 4 наводящих примера: приводятся слова с таким же суффиксом (1), приставкой (2), окончанием (3) и корнем (4), как в загаданном слове.
На любом этапе перечисления примеров ученики могут попытаться предложить свой вариант задуманного слова. В результате выявляются 6 слов: подосиновик, закладка, беззвучный, обдумать, оценка, подпилила.
Завершается урок беседой по вопросам рефлексии, подведением итогов и домашним заданием, что также демонстрируется на экране. Наглядную презентацию к уроку русского языка, подобно опорному конспекту по теме «Способы образования слов в русском языке» скачать можно в начале статьи.
Скачать презентацию на тему «Способы образования слов»