Скачать разработку урока «Союз как служебная часть речи» в формате docx
Скачать презентацию к уроку «Союз как служебная часть речи» в формате pptx
Опорный конспект еще одного урока с наглядной мультимедиа презентацией по русскому языку будут освещены в этой статье Школьного портала. Материал предложенного занятия составлен по учебнику М.М.Разумовской, предусмотренного к изучению в 7 классе. Отличным дополнением к уроку станет составленная автором презентация.
На занятии учащиеся выполняют разного рода задания в качестве закрепления ранее изученной темы «Предлоги», а также упражнения к новой теме «Союз как служебная часть речи». Учащиеся знакомятся с ролью союза, как части речи, в отдельных предложениях и в целом тексте.
Формируются такие умения школьников, как умение выявлять значение союза в предложении, выставлять знаки препинания. Особое внимание уделяется наблюдению применения союзов в качестве связки самостоятельных предложений.
Описание хода занятия о союзе как служебной части речи
Объявив на этапе организации класса тему урока, учитель формулирует и запланированные к реализации учебные цели. Проверка знаний или актуализация ранее изученного происходит в сопровождении слайдов презентации. Проверяются знания учащихся предлогов.
Первым из упражнений выполняется задание на поиск в предложенных парах словосочетаний производных предлогов и запись их в тетрадях. Правильность выполненного упражнения сверяется на очередном слайде.
Следующее задание предполагает раскрытие скобок в словосочетаниях, а также заполнение имеющихся пропусков в словах. Параллельно с работой учащихся по слайдам презентации, отдельным из семиклассников можно раздать карточки с индивидуальными заданиями.
А завершается актуализация знаний беседой по следующим вопросам:
• Какие вам известны главные признаки предлога?
• Назовите, что общего у предлога и союза?
Изучение нового о союзе как служебной части речи
Прежде чем приступить к изучению новых знаний, учитель спрашивает ребят, что им известно о союзах? Какова основная функция союза в словосочетаниях, предложении, тексте и речи.
Класс вспоминает, что важнейшей из функций союза является связывание. Выступая в роли служебной части речи, союз выполняет функцию связи однородных членов, а также простых предложений, из которых сформировано сложное предложение.
На следующем этапе урока школьникам предстоит понаблюдать, какую роль выполняют союзы в приведенном на экране отрывке. На слайде представлено четверостишие Надежды Травиной из стихотворения «Летом на Урале». Ребята находят в отрывке союзы и рассуждают об их роли в конкретном примере.
Первичное закрепление новых знаний происходит в ходе выполнения упражнения из учебника. После этого происходит знакомство учащихся 7 класса с разрядами союзов. Ученики рассуждают на лингвистические темы, дифференцируя союзы на две группы разрядов: 1) по строению; 2) по значению.
Разряды союзов как служебной части речи
Первая из изучаемых групп союзов – это разряд союзов по строению. Такие союзы бывают простыми и сложными. Первые состоят всего из одного слова, а вторые – из двух и более слов. После приведения примеров союзов первой группы, приступаем к знакомству с разрядами второй группы – по значению.
Союзы по значению бывают сочинительными и подчинительными. Первые из них играют роль «связки» однородных членов либо равноправных по своему смыслу простых предложений, входящих в состав сложного. Подчинительные союзы призваны связывать простые предложения в каком-либо сложном предложении, но при условии, что одно простое предложение подчинено по смыслу второму.
В свою очередь, союзы, именуемые сочинительными, делятся на три подгруппы: противительные, соединительные, а также разделительные. А вот подчинительные распределяются на 8 подгрупп: причинные, сравнительные, условные, следствия, изъяснительные, уступительные, целевые и временные.
В заключение урока выполняются задания на правописание союзов и подводятся итоги занятия. Скачать опорный конспект можно на этой же странице в начале статьи. Там же можно скачать и презентацию.
Скачать презентацию «Союз как служебная часть речи»