Культура России 19 века – план конспект урока по истории
Скачать методическую разработку урока истории «Культура России 19 века» в формате doc
Скачать презентацию к уроку истории «Культура России 19 века» в формате ppt
В этой статье речь пойдет об уроке истории на тему «Культура России 19 века». Методическая разработка урока затрагивает культуру России первой половины 19 века. Урок сопровождается наглядной и качественной презентацией. Тема рассчитана на 2 урока и включена в раздел «Россия в первой половине 19 века».
Цели и задачи урока:
• образовательные: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни в первой половине 19 века в России;
• развивающие: развить навыки анализа художественных произведений, навыки культуры общения, монологической речи;
• воспитательные: воспитать уважительное отношение к культурному наследию России, развивать эстетические вкусы у детей.
Культура России 19 века — описание разработки урока
Материал занятий включает такие разделы: основные направления культуры, живопись, литература, музыка и архитектура.
Культура России 19 века, как этап в истории художественной культуры России, называют, как известно, «золотым веком». Поэтому перед учащимися ставится проблемный вопрос: Отчего культуру России периода первой половины 19 века именуют «золотым веком» всей русской культуры? Дать ответ на поставленный вопрос школьники смогут после изучения основных направлений культуры, ознакомления с тем, как развивалась живопись, литература и архитектура.
Для аналогии на первом этапе учащимся задается вопрос: Какие характерные направления в развитии в первой половине 19 века культуры стран Западной Европы? Выясняется, что речь идет о романтизме и реализме. Затем, опираясь на текст учебника и информацию на слайдах презентации, знакомим учащихся с основными направлениями, характерными уже для культуры России 19 века.
Культура России 19 века — работа в группах
Выполняются задания в группах. Одна группа определяет черты сентиментализма, другая — классицизма, еще одна — романтизма, и последняя группа выделяет черты реализма в культуре России этого периода. А проверяются задания уже с помощью слайдов презентации.
Далее учащимся даем возможность выполнить еще одно задание в группах. Каждой группе предлагается охарактеризовать развитие литературы, как части культуры России в 19 веке, распределив между ними, кто выделит признаки классицизма, кто романтизма, сентиментализма или реализма. Задание после ответов детей также проверяется по слайду.
Культура России 19 века — живопись
Еще один информационный блок подается учителем, объясняющим, что 19 век называют по праву в русской живописи — золотым веком. В этот период русские художники обретают такие высоты своего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими произведениями европейского искусства. Связывают это с отказом художников от строгих принципов классицизма и открытием, для себя, неповторимости и многообразия окружающего мира.
Здесь и наблюдается обращение художников того времени к историческому прошлому, запечатлению на своих полотнах людей, находящихся на очень сложном этапе истории, даже переломном. Примечательно то, что художника интересовали личности простых людей. Подробнее о художниках могут рассказать ученики класса, заранее получившие задание подготовить сообщение.
Информация о художниках также проверяется по слайду и сменяет вид искусства, о котором продолжает повествовать учитель.
Культура России 19 века — архитектура
Рассказывая об архитектуре первой половины 19 века, важно отметить, что дольше всего задержался классицизм, если сравнивать с иными областями художественного творчества. Вершиной классицизма в архитектуре этого времени признают «ампир«, который выражается массивностью монументальных форм, в строгости линий, богатстве украшений, заимствованных еще от императорского Рима.
Особым элементом ампира являлись скульптуры, что дополняли архитектуру зданий. Еще одна особенность — это создание в ходе строительства архитектурных ансамблей — целого ряда сооружений, зданий, которые объединены в одно целое. Такими стали Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади в Петербурге, Театральная — в Москве.
На смену классицизма в архитектуре в 30-е годы, набирая обороты, распространяется русско-византийский стиль. И снова предлагается учащимся рассказать об архитектурных сооружениях 19 века.
В таком стиле осуществляется организация учебно-воспитательного процесса на протяжении всего занятия. Полный текст методической разработки — план конспекта урока по истории, а также презентацию на тему «Культура России 19 века» Вы можете скачать в начале статьи. Ниже можно просмотреть презентацию к уроку ↓
Скачать презентацию к уроку истории «Культура России 19 века»
Отличная разработка! Обязательно воспользуюсь на своих уроках