История международных отношений – 16-18 века: урок истории
Скачать презентацию «История международных отношений – 16-18 века» к уроку истории в формате ppt
История международных отношений периода 16-18 века отражает совокупность внешних и внутриполитических событий, происходивших на территории Европы. Главная цель урока истории, предложенного на страницах Школьного портала, заключается в определении основных причин, происходивших в указанный период конфликтов. Особое внимание учащихся уделяется рассмотрению хода Тридцатилетней войны и характеристике международной системы отношений в Европе.
Помимо Тридцатилетней войны, в план изучения включены и вопросы, связанные с Вестфальским миром, крупнейшими войнами 18 века, а также разделению Польши. Традиционное изучение темы «История международных отношений в 16-18 веках» приходится на урок новой истории в 7 классе.
История международных отношений 16-18 веков — описание хода занятия
После объявление темы занятия и знакомство класса с планом урока, организуется актуализация опорных знаний, полученных раннее, при помощи тестовых заданий. Вопросы к тестированию можно раздать на столы учащимся, а можно демонстрировать на слайде презентации.
Всего в тесте шесть вопросов:
• Что за событие в Англии стало началом революции? (Созыв в 1640 году так называемого «Долгого парламента»)
• Назовите год, когда произошло сражение при Нейзби. (Год 1645-ый)
• В каком году казнён был король Англии Карл I Стюарт? (В 1649-м году)
• Когда Англия была провозглашена республикой? (В 1649-м году)
• Каким годом датируется реставрация Стюартов? (1660-ый год)
• В каком году произошло событие в Англии, которое вошло в историю впоследствии, как «Славная революция«? (Год 1688-ой)
Проверка теста осуществляется при помощи ключа, изображённого на следующем слайде презентации «История международных отношений 16-18 веков».
Актуализация знаний урока истории
Чтобы закрепить материал прошлого урока истории, задаем фронтальные вопросы:
• Перечислите причины, которые спровоцировали конфликты между Англией и Испанией, а также между Нидерландами и Испанией.
• Дайте определение понятию «протестанты».
• Какие вынужденные уступки протестантам в Германии должен был осуществить император Карл V?
Продолжаем урок истории о международных отношениях в 16-18 веках побуждением интереса школьников посредством задания на составление кластера. Его ячейки отражают материал учебника и составляют цепь причин международных конфликтов данного периода времени.
Следующим информационным блоком является сообщение учителя о Тридцатилетней войне, начавшейся в Европе в 1618 году, в результате противоборства протестантов с католиками в пределах Священной римской империи. В том же году чешским королём император назначил своего племянника-иезуита, который был ярым гонителем протестантов. Немного позднее, к этой войне присоединились Испания, Швеция, Голландия, Дания и Франция.
Обращаем внимание учащихся на то, что дальнейшее развитие военных действий связано с Альбрехтом Валленштейном, вставшим во главе католиков. Набрав наёмных солдат, ему удалось разгромить Данию. Однако в результате последующих интриг А. Валленштейна сместили.
История международных отношений по принципу Валленштейна
На этом этапе задаём классу проблемный вопрос: — Что подразумевал принцип Валленштейна, гласивший «армию кормит война»? Скрытый смысл этого утверждения заключался в том, что армия должна обеспечивать своё существование на средства, добываемые в результате грабежа побеждённого населения.
Ещё один информационный блок сообщается учителем об издании «Эдикта о восстановлении» и вступлении в Тридцатилетнюю войну Швеции. Так, в ноябре 1632 года шведы вторглись в Германию, разбив католиков. Тогда и попытался Валленштейн договориться со шведами, при этом, вызвав острое недовольство в армии, солдаты которой категорически были против окончания войны, что их так обогащала.
Вмешательство Франции и финансовая помощь немецким князьям привела к ряду побед и, как следствие, к подписанию Вестфальского мира, о котором и рассказывает учитель в сопровождении слайдов презентации «История международных отношений в 16-18 веках«.
Вестфальский мир в истории международных отношений
О Вестфальском мире может сообщить подробнее кто-нибудь из числа учащихся класса, отметив итоги Тридцатилетней войны и конец гегемонии Франции на территории Европы в результате поражения. Отмечаем эпизодически и крупнейшие войны, проходившие на территории Европы в 18 веке: захватнические войны Пруссии, борьба за австрийское наследство, Семилетняя война и другие.
А завершаем изучение нового материала рассказом о разделе Польши между тремя государствами: Россией, Австрией и Пруссией в конце 18-го века. Также организуется рефлексия на повторение основных дат исторических событий, рассмотренных в ходе сегодняшнего урока.
Подробную методическую разработку «История международных отношений 16-18 века» к уроку истории в 7 классе и презентацию можно скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «История международных отношений – 16-18 века»
Интересная тема и специфика ее оформления