Факторы размещения производства – урок географии
Скачать методическую разработку урока географии «Факторы размещения производства» в формате doc
Скачать презентацию к уроку географии «Факторы размещения производства» в формате ppt
В процессе изучения материала в 10 классе по теме «Факторы размещения производства» учащиеся знакомятся с основными факторами размещения производства, производительных сил. Также продолжается развитие умений работы школьников, кроме учебника, ещё и с дополнительными источниками.
Особую роль на данном уроке отводится и экологическому воспитанию обучающихся. В ходе занятия по изучению нового материала, организуется также самостоятельная работа в форме диктанта. Используется политическая карта мира и презентация по теме «Факторы размещения производства».
Изучаются на уроке географии и закрепляются такие факторы размещения производства, как ЭГП — экономико-географическое положение, территориальный, природно-ресурсный, транспортный, наукоёмкости, экологический и другие.
Факторы размещения производства – описание хода урока
Проверку домашнего задания можно провести при помощи географического диктанта, в ходе которого актуализируются ранее изученные термины: мировое хозяйство, АСЕАН, МГРТ, Европейский союз, ОПЕК, экономическая интеграция, специализация, ЛАИ, НТР, НАФТА.
Термины читаются учителем и демонстрируются классу на слайде. От учащихся требуется расположить цифры, под которыми записаны указанные выше термины в соответствии с их характеристикой, что сообщает далее учитель или раздаёт материал на карточках (Приложение — можно скачать вместе с разработкой урока).
Географический диктант на уроке о факторах размещения производства
• Какой термин был назван Баранским Н.Н., как основное понятие экономической географии? (МГРТ)
• Что сформировалось в результате развития мирового рынка, транспорта и машинной индустрии в конце 19-20 веков? (Мировое хозяйство)
• Этот термин обозначает качественный коренной переворот, наблюдающийся в производительных силах человечества, при этом основанный на трансформации науки в производительную силу. (НТР)
• Как называется группировка стран экспортирующих нефть? (ОПЕК)
• Какие отрасли определяют «лицо» страны в организации МГРТ, что ориентированы, прежде всего, на экспорт продукции? (Специализация)
• Какой термин объединяет процессы устойчивого развития взаимосвязей между различными странами, основанные при этом на осуществлении этими странами согласованной внешней политики? (Экономическая интеграция)
• Как именуется ассоциация юго-восточных стран Азии? (АСЕАН)
• Укажите интеграционную группу стран, которая была основана как некоторый «Общий рынок» в 1957 году. (Европейский союз)
• Так называется североамериканская ассоциация свободной торговли, включающая страны: США, Мексика и Канада. (НАФТА)
• Какую интеграционную группировку образуют: Аргентина, Бразилия, Перу и ряд других стран данного региона? (ЛАИ)
Изучение материала о факторах размещения производства
Завершив географический диктант, приступаем к изучению нового материала урока географии «Факторы размещения производства». Все существующие факторы размещения производства принято делить на две группы: новые и старые. На очередном слайде изображена схема факторов размещения, которую и комментирует учитель.
Так, к старым факторам размещения производительных сил относят: фактор трудовых ресурсов, территории, ЭГП, транспортный фактор, природно-ресурсный фактор, а также фактор территориальной концентрации. А к новым факторам: экологический и фактор наукоёмкости. Необходимо на этом этапе акцентировать внимание школьников на том, что старые факторы появились во времена промышленных переворотов, а вот новые факторы возникли уже в эпоху научно-технической революции (НТР).
На следующем этапе урока географии старшеклассники работают с учебником и дополнительными источниками, заполняя таблицу «Факторы размещения производства«. К каждому из факторов, как новых, так и старых, необходимо предложить обобщающую характеристику, которую затем сравниваем с верной на слайдах презентации.
Связь факторов размещения производства и технополиса
Прежде чем подвести итоги занятия и дать задание на дом, учащиеся знакомятся с новыми территориальными формами организации наук, что сложились также в эпоху НТР, называемые технопарками и технополисами. Определение двух этих понятий даны на слайде, а более широкую информацию сообщает один из учащихся в своем выступлении.
Подробную методическую разработку по теме «Факторы размещения производства» и презентацию к уроку географии можно скачать в начале статьи. Школьный портал рекомендует также просмотреть указанную презентацию в плеере ниже ↓
Скачать презентацию «Факторы размещения производства»