Строение дыхательной системы – позвоночных животных. Урок биологии
Методическая разработка урока биологии, предложенная на Школьном портале, включает подробный план-конспект занятия и презентацию на тему «Строение дыхательной системы позвоночных животных».
В ходе урока углубляются знания школьников об органах дыхания представителей животного мира. Осваивается и материал о системах органов, а также отдельных органах дыхания животных и их функциональные особенности.
Основные задачи, реализуемые в процессе урока биологии, сформулированы следующим образом:
• сформировать у учащихся представления о новых для них понятиях системы дыхания позвоночных животных;
• развить теоретическое мышление, обеспечить усвоение приемов и методов логического преобразования информации;
• воспитать у детей бережное отношение к окружающей их природе.
Строение дыхательной системы позвоночных животных — ход занятия
Для успешной организации класса, в начале урока, автор методической разработки рекомендует написать с учениками пожелания на лепестках цветка и прикрепить на доску. После чего и знакомим класс с темой урока.
Прежде чем приступить непосредственно к изучению новой темы, необходимо вспомнить пройденный материал, осуществив актуализацию ранее полученных знаний, вспомнив о дыхательной системе беспозвоночных животных. Для этого фронтально или по желанию учащиеся получают задания на карточках, где изображён живой организм одного из беспозвоночных животных. Требуется рассказать о дыхательной системе данного животного: какие у него имеются органы дыхания, а также кратко описать сам процесс дыхания. Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией изображений животных на слайдах, где представлены: гидра, беззубка, червь, насекомое, паук и улитка.
Строение дыхательной системы у рыб
Вспоминаем с классом, каких животных принято называть позвоночными? Разделяем позвоночных на водных и наземных, исходя из среды их обитания. В свою очередь водные позвоночные представлены рыбами, а наземные позвоночные включают: земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и птиц.
Обращаем внимание школьников на экран. На слайде изображена рыба и строение её дыхательной системы, где отображены жаберные крышки и сами жабры. Из рисунка видно, что жабры включают в себя жаберные дуги и тончайшие жаберные лепестки, пронизанные крохотными кровеносными сосудами. При работе жабр, из воды поступает в кровь рыбы кислород, а из самой крови удаляется углекислый газ обратно в воду.
Строение дыхательной системы у земноводных
После изучения строения дыхательной системы рыб, переходим к рассмотрению особенностей системы дыхания земноводных. В качестве примера, из представителей земноводных будет рассмотрена дыхательная система лягушки в сопровождении также слайдов презентации. Здесь внимание обращаем на то, что легкие у земноводных расположены уже в грудной части организма.
Примечателен и следующий слайд, где демонстрируется картинка-схема, отражающая специфику вдоха лягушки, подробно описанную в разработке. Учитель также рассказывает и о строении легких, имеющих вид продолговатых мешочков, защищённых эластичными тонкими стенками. Внутренняя часть лёгких пронизана множественными разветвлёнными капиллярами. Однако земноводным присуще не только легочное, но и кожное дыхание. Так, через кожу земноводные способны дышать и на суше, и в воде.
О строении дыхательной системы пресмыкающихся
Дыхательную систему пресмыкающихся рассматриваем на примере ящерицы. Её легкие, подобно земноводным, имеют форму мешочков. Однако внутренняя поверхность этих мешочков значительно больше, нежели у земноводных, что связано с отсутствием кожного дыхания у пресмыкающихся.
Следующими позвоночными животными, о дыхательной системе которых будет также рассмотрено на уроке биологии станут птицы. Сопровождая слайдами презентации, отмечаем наличие у птиц трахеи в дыхательной системе. А лёгкие птиц в сравнении с пресмыкающимися состоят из плотных губчатых тел и имеют множество ветвящихся полостей — бронхи. Также отличительным признаком является и наличие тонкостенных воздушных мешков в лёгких.
Строение дыхательной системы млекопитающих
Приступаем на следующем этапе урока к изучению особенностей дыхательной системы млекопитающих, которые дышат атмосферным воздухом. Как и у предыдущих позвоночных, у млекопитающих органом дыхания являются лёгкие, отличающиеся ещё большей разветвлённостью бронхов. Вдох и выдох у млекопитающих происходит при чередующемся сокращении и расслаблении диафрагмы, а также межреберных мышц.
Закрепляется изученный материал при помощи дидактических карточек с вопросами по теме. И в заключение учитель предлагает учащимся ещё одно задание по таблице, где перечислены типы дыхания животных, а учащимся требуется прикрепить рисунок того или иного животного к соответствующему типу, учитывая изученные на уроке дыхательные системы позвоночных.
Подробную методическую разработку «Строение дыхательной системы позвоночных животных» к уроку биологии и презентацию можно скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Строение дыхательной системы позвоночных животных»