Чудеса Солнечной системы – конспект и презентация к уроку географии
Скачать разработку урока географии «Чудеса Солнечной системы» в формате doc
Скачать презентацию к уроку географии «Чудеса Солнечной системы» в формате ppt
Цель предложенного на Школьном портале урока географии в 6 классе по теме «Чудеса Солнечной системы» состоит в знакомстве школьников со строением не только Солнечной системы, но и с устройством и особенностью вращения планеты Земля.
В ходе занятия учитель с классом будет решать и другие задачи:
• развивать умение ребят оперировать информацией, выделяя наиболее важное из содержания изучаемого материала;
• продолжить совершенствование умений последовательного анализа материала и подведения выводов;
• повысить интерес к познанию дисциплины посредством формирования у учащихся научного мировоззрения.
Для эффективной организации урока по географии на тему «Чудеса Солнечной системы» понадобится оборудование и УМК: проектор мультимедийный, ноутбук или компьютер, экран для проецирования, презентация к уроку (скачать можно выше), модель солнечной системы, атласы для школьников, настенная карта полушарий, глобус.
Описание хода занятия «Чудеса солнечной системы»
Сообщение целей урока после организационного момента осуществляем при помощи слайдов презентации. К актуализации знаний автором разработки предложены вопросы:
• Какие из существующих планет вам известны?
• По какой причине наблюдается смена времен года?
• Как вы считаете, Полярная звезда, на какое направление горизонта указывает?
• Дайте название самого маленького и самого большого из материков на нашей планете.
На этапе изучения нового материала учитель ставит перед классом познавательную задачу: «Каково строение Солнечной системы?».
Решение поставленной познавательной задачи лежит через рассказ с элементами беседы. Учитель сообщает о том, что Солнечная система представляет собой лишь незначительную часть Вселенной, которая в свою очередь состоит из большого числа галактик – звездных систем. Одна из этих звездных систем и есть наша галактика, которую еще именуют Млечным Путем.
Строение и характеристики Солнечной системы
Чтобы лучше представить величие размеров нашей Галактики, сообщаем ребятам о том, что ее образуют более 100 миллиардов звезд, а Солнце – всего одна из них. Применительно к Солнечной системе, класс узнает об обращении вокруг Солнца 9 планет, одной из которых и является наша планета Земля. Таким образом, Солнечная система состоит из межпланетной среды, планет и их спутников, метеоритов, астероидов, а также комет. Все перечисленные объекты удерживаются внутри Солнечной системы благодаря гравитационному притяжению Солнца.
Задаем еще вопросы по теме:
• Какие вам известны космические тела?
• Как вы считаете, что в Солнечной системе принято считать центром?
Приступаем к этапу опережающего задания, когда одному или нескольким учащимся необходимо зачитать доклад, подготовленный к уроку о некоторых особенностях Солнечной системы.
Для решения следующей познавательной задачи: «Каково строение нашей планеты?», просим учащихся ответить на вопросы:
• Что представляет из себя поверхность нашей планеты?
• Какие части ее составляют?
• Какое количество материков на планете Земля?
• Как называется материк, на котором мы живем?
• Какой из материков не имеет постоянных жителей?
• Какой формы планета Земля?
«Географическая оболочка» главной планеты Солнечной системы
В сопровождении слайдов презентации и в закрепление данных учащимися ответов, им сообщается о том, что большая часть Земли покрыта водой, над которой выступает всего шесть материков. Наименьший из материков – Австралия, наибольший – Евразия. По форме наша планета напоминает слегка сплюснутый шар.
Понятие «географическая оболочка» формируется в ходе ответов учащихся 6 класса на вопросы:
• Как вы думаете, какие оболочки составляют земной шар?
• Скажите, оболочки земного шара взаимодействуют между собой или изолированы друг от друга?
• Приведите известные вам примеры взаимодействия оболочек земного шара.
Очередная познавательная задача: «Каким образом осуществляется движение Земли вокруг Солнца, а также вокруг собственной оси?». Посредством наводящих вопросов и рассказа учителя, класс приходит к выводу, что Земля вращается с запада на восток вокруг собственной оси, при одновременном вращении по орбите вокруг Солнца в том же самом направлении.
Закрепляем материал о чудесах Солнечной системы
Для закрепления материала урока предложены утверждения на экране, из которых учащимся следует выбрать верные:
• Наша планета вращается вокруг Солнца.
• Центром Солнечной системы является звезда Солнце.
• Оболочки земного шара находятся обособленно по отношению друг к другу.
• По форме Земля похожа на шар.
• Наименьшая планета Солнечной системы – Юпитер.
• Вселенная является частью Галактики.
• Орбита – траектория движения нашей планеты вокруг Солнца.
• Смена времени года – это следствие вращения земного шара вокруг собственной оси.
• Полюса являются единственными точками, которые не принимают участие в суточном вращении нашей планеты.
• Спутник Земли – Луна – всегда обращена к нашей планете одной и той же стороной.
• Солнце является раскаленным шаром.
Подробный конспект урока географии в 6 классе по теме «Чудеса Солнечной системы» наряду с презентацией к занятию можно скачать в начале статьи, а ниже в плеере просмотреть слайды ↓
Скачать презентацию к уроку «Чудеса Солнечной системы»