Типы развития насекомых. Размножение насекомых – урок биологии

Типы развития насекомых. Размножение насекомых – урок биологии

Скачать методическую разработку «Размножение и типы развития насекомых» в формате doc

Скачать презентацию «Типы развития насекомых. Размножение насекомых» к уроку биологии в формате ppt

Типы развития насекомыхУчебно-методический комплект, предложенный на Школьном портале к уроку по биологии в 7 классе на тему «Размножение и типы развития насекомых», кроме подробного конспекта урока, включает и презентацию, которая нагляднее позволит объяснить школьникам основные понятия.

Цели и задачи урока «Размножение и типы развития насекомых»:
• образовательные: обобщить в ходе закрепления знания учащихся о размножении, разновидностях способов размножения (половом и бесполом); проанализировать специфичность развития и размножения насекомых; сформировать у школьников понятия партеногенеза, непрямого развития, диморфизма, экологической ниши;

• воспитательные: продолжить формирование у семиклассников мировоззренческих понятий о познаваемости окружающего мира и природы; убедить школьников в присутствии причинно-следственных связей, что находятся в основе жизнедеятельности организма;
• развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, составлять таблицы, формулировать выводы, обобщать понятия и факты, изучаемые на уроке.

Типы развития насекомых — описание хода занятия

Типы развития насекомых-1На этапе актуализации знаний закрепляются такие понятия, как размножение и основные его способы (половое, бесполое). А в качестве вступительного слова, следует рассказ учителя про травные тли, известные всем и способные с удивительной быстротой размножаться.

Так, за одно только лето сменяется до 15-ти поколений тли. Что касается субтропических регионов, где тёплых дней в году насчитывается не менее 300, количество потомства от одной особи травной тли доходит до 1013. Кроме того, тлям присуща способность размножаться без самцов.

Следует далее ряд вопросов на модульной основе:
• О чём шла речь во вступительной части урока? (О размножении, а также типах развития насекомых)
• Что такое размножение? (Воспроизведение организмов себе подобных)
• Перечислите известные вам способы размножения и объясните их отличительные признаки. (Половое — размножение при помощи половых клеток; бесполое — размножение благодаря неспециализированным клеткам организма)
• Вспомните, как именуют мужские и женские половые клетки, а также в каких органах происходит их созревание? (Мужские половые клетки (гаметы) называются сперматозоидами, а созревают в семенниках самцов; женские половые клетки (гаметы) — яйцеклетки, которые созревают у самки в яичниках)

Изучение нового материала о типах развития насекомых

Получив разъяснительные ответы на все вышеизложенные вопросы, приступаем к изучению нового материала. А начинаем этот этап с понятия «половой диморфизм«. Учитель рассказывает классу о том, что практически все насекомые являются раздельнополыми и самки существенно отличаются от самцов. Зачастую эти различия просматриваются в таких особенностях, как приспособления к откладке яиц, неспособность самок летать, наличие у самцов хорошего обоняния и т.д. Отсюда и смысл полового диморфизма, который заключается в существенном отличии самок от самцов.

О другом понятии, новом для учащихся, рассказывает далее учитель. Речь идёт об особом типе полового размножения, который носит название партеногенез. Именно данный способ лежит в основе размножения упомянутой выше травной тли. Так, при партеногенезе развитие нового организма происходит из яйца неоплодотворённого (к примеру, у пчёл, тли).

Следующая беседа об оплодотворении и откладывании яиц насекомыми, где необходимо постараться убедить школьников в присутствии причинно-следственных связей в функционировании организма. У наиболее высокоорганизованных групп насекомых (например, бабочек, жуков) оплодотворение является внутренним, когда самец вводит семенную жидкость в организм самки.

Постэмбриональное развитие как тип развития насекомых

Типы развития насекомых-2Большая часть насекомых откладывают яйца, окраска, размер и форма которых весьма разнообразны. Для насекомых также характерно откладывание яиц в местах, где вылупившиеся личинки сумеют сразу найти для себя корм. А от неблагоприятных воздействий яйца насекомых защищены скорлупой.

О постэмбриональном развитии ребята узнают, как о двух путях эволюции, которые могут произойти, когда насекомое к жизни переходит в воздушной среде. Первый путь представляет собой непрямое развитие, сопровождающееся неполным превращением: яйцо — личинка (имеет некоторые черты, схожие с взрослым организмом) — имаго (непосредственно сам взрослый организм). По данному пути эволюции проходят такие насекомые, как тля, кузнечик, лесной клоп, саранча.

Второй путь представлен также непрямым развитием, но с полным превращением, иначе называют с полным метаморфозом. Стадии эволюции постэмбрионального развития у насекомых с данной формой эволюции их развития следующие: яйцо — личинка червеобразной формы — куколка — имаго (организм взрослой особи). Такой путь характерен для мухи, комара, бабочки, муравья, майского жука, пчелы.

В подобном увлекательном ритме строится структура урока «Размножение и типы развития насекомых», подробный конспект и презентацию к которому можно скачать в начале этой статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Типы развития насекомых. Размножение»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий