Железо и его соединения – конспект и презентация к уроку по химии
Скачать методическую разработку «Железо и его соединения» урока химии в формате doc
Скачать презентацию «Железо и его соединения» к уроку химии в формате ppt
К уроку по химии в 9 классе на тему «Железо и его соединения» предлагаем на страницах Школьного портала интересную и качественную методическую разработку, а также наглядную презентацию, которая позволит доступнее преподнести материал урока и сделать процесс познания интереснее и эффективнее.
Материал занятия позволяет продолжить формирование у обучающихся некоторых специальных понятий дисциплины:
• умение давать характеристику строению атома;
• производить запись уравнений, которые характеризуют химические свойства, как самого железа, так и его соединений;
• составлять запись электронного баланса, указывая при этом восстановитель и окислитель.
Кроме образовательной составляющей, формируются у школьников и общеучебные навыки и умения:
• умение давать ответы на известные учащимся вопросы, как в устном, так и в письменном виде;
• умение поддерживать диалог и вести монологическую речь;
• умение соблюдать технику безопасности, действовать по определённому алгоритму, инструкции.
Железо и его соединения – описание хода занятия
Познакомившись с темой урока на первом слайде презентации, сообщаем учащимся о происхождении и переводе с латинского названия химического элемента железа. Так, ferrum значит — твёрдый (fers), а на языке санскритском переводится как «меч«.
Автор разработки предлагает провести основную часть урока в форме семинара, к которому предстоит предварительная подготовка учащихся по вопросам раздаточного материала (Приложение 1):
Задания к уроку-семинару о железе и его соединениях
Задание 1. Составьте схематическую электронно-графическую запись формулы атома железа. Отметьте, какие электроны являются валентными. Укажите степени окисления, характерные для железа в его соединениях. Запишите формулы оксидов и гидроксидов, где железо проявляет эти степени окисления.
Задание 2. Расскажите, в каком состоянии можно встретить в природе железо? Перечислите важнейшие известные вам природные соединения железа.
Задание 3. Опишите физические свойства, характерные для железа, как металла.
Задание 4. Какие простые вещества способны вступать во взаимодействие с железом, и напишите протекающие уравнения реакций. Назовите вещества, образуемые в результате этих реакций. Объясните, что такое ржавчина (коррозия металла) и опишите процесс её образования.
Задание 5. Перечислите, с какими сложными соединениями способно реагировать железо? Запишите уравнения протекающих реакций и укажите названия образующихся продуктов.
Задание 6. Назовите образуемые железом гидроксиды, указав характер их кислотно-основный. Для гидроксидов со степенью окисления железа +2 и +3 напишите характерные реакции взаимодействия с кислотой и с щелочью.
Задание 7. Из-за чего с течением времени гидроксид железа (II) приобретает бурую окраску?
Задание 8. Запишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций, являющихся качественными для ионов Fe+2 и Fe+3.
Задание 9. Охарактеризуйте железо и его соединения с точки зрения биологической роли, которую они играют для животных, в том числе — для человека.
Межпредметные связи темы Железо и его соединения
Каждое из предложенных классу заданий подробно разбирается в сопровождении слайдов презентации «Железо и его соединения», которые дополняют учащиеся своими сообщениями и записью уравнений реакций на доске.
В целом занятие насыщено межпредметными связями с физикой, биологией и другими дисциплинами школьного курса. Так, ребята узнают о биогенности железа, как химического элемента, поскольку он включён в состав таких известных соединений в организме, как гемоглобин, ферменты, железо-белковые комплексы селезёнки и печени.
Основными источниками железа для животных и человека являются такие продукты, как: овощи зелёные, горошек зелёный, яблоки, груши, сырые томаты, желток яичный, земляника, печень, сухофрукты, чеснок и капуста.
Тестирование и подведение итогов знакомства с железом и его соединениями
Перечислив хорошо знакомые продукты богатые железом, ребятам интересно будет пройти тест на вопросы Приложения 2:
• Чувствуете ли вы себя часто подавленными, усталыми?
• В последнее время вы теряли ли много крови?
• Наблюдались ли у вас изменения цвета ногтей, волос и кожи в последнее время?
• Вы едите мясные продукты редко или не едите совсем?
• Мало ли вы едите овощей?
• Вы выпиваете в день более трёх стаканов чая или чашек кофе?
Подвести результаты тестирования и сделать выводы можно самим ребятам. Для этого учитель сообщает, что, в случае, если на большее количество вопрос были даны ответы «нет«, тогда организм можно в достаточной степени считать обеспеченным железом.
На следующем этапе урока «Железо и его соединения» применяем знания, умения и навыки, полученные при разборе заданий, и выполняем упражнения следующего характера:
Упражнение 1. К цепочке превращений составьте уравнения реакций:
Упражнение 2. Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса, которые протекают по таким схемам:
После выполнения упражнений, подводятся итоги урока химии и выставляются оценки. Подробную методическую разработку урока по химии для 9 класса и презентацию на тему «Железо и его соединения» можно скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Железо и его соединения»