Скачать разработку урока «Ураганы, бури, смерчи» в формате docx
Скачать презентацию к уроку ОБЖ «Ураганы, бури, смерчи» в формате pptx
В ходе занятия классом будут повторены правила поведения во время и перед наводнением, сообщены главные характеристики и определения ветровых метеорологических явлений, а также сформулированы причины их происхождения.
Материал урока в 7 классе «Ураганы, бури, смерчи» учитывает развитие у школьников умений анализировать, сравнивать, применять различные источники информации, благоприятствует развитию внимания, наблюдательности, речи монологической и памяти.
Не менее значима воспитательная сторона занятия, предполагающая воспитание чувства ответственности у ребят за порученное задание, чувство долга, такта, аккуратность и добросовестность. Для успешной организации урока рекомендуется использование необходимого оборудования для демонстрации презентации, доступной для скачивания здесь же на Школьном портале в начале статьи.
Описание хода занятия об урагана, бурях и смерчах
Необходимо постараться с первых минут создать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе организации класса. Отчего и приступить к проверке домашнего задания по двум формам контроля: индивидуальный опрос учащихся у доски и самостоятельная работа по карточкам-заданиям.
Ребята, вызванные для индивидуального опроса, отвечают на следующие вопросы:
• Что необходимо предпринять при угрозе возникновения наводнения?
• Что следует делать, когда предупреждение о необходимой эвакуации уже получено?
• Какие необходимы действия при внезапном наводнении?
• Какие существуют правила эвакуации во время наводнений?
• Что нужно делать, когда вода уже спала?
Остальным учащимся класса даётся установка на слушание, когда им предлагается выступить в качестве экспертов, и дополнить либо прокомментировать ответы одноклассников.
Изучение нового материала про ураганы, бури и смерчи
Знакомство класса с новой темой учитель начинает с рассказа в сопровождении слайдов презентации. Так, ураганы, бури и смерчи характеризуются в качестве ветровых метеорологических явлений опасной природы, которые способны нанести существенный материальный ущерб и даже привести к гибели населения.
В основе всех перечисленных явлений лежит движение воздуха относительно поверхности Земли, то есть — ветер. В связи с чем, актуально указать учителю на карте самые ветряные места на планете, на территории России. А далее отмечаются главные характеристики любого ветрового потока: направление, сила, скорость.
После динамической физминутки учащиеся работаю с учебником по материалу о Фрэнсисе Бофорте, предложившем давать оценку силе ветра исходя из степени его воздействия на предметы наземного расположения, а также по волнению моря. Им же и была разработана 12-бальная шкала условной оценки силы ветра.
Отвечаем на вопросы об ураганах, бурях и смерчах
Учащиеся отвечают на вопросы:
• На какой высоте принято измерять силу ветра?
• Какой величиной измеряют скорость ветра?
• Перечислите основные типы ветровых режимов.
• Как называется наиболее сильный и наиболее слабый ветровой режим?
• Каким воздействием на сушу принято характеризовать сильный бриз?
• Каким воздействием на море принято характеризовать сильный шторм?
Урок продолжается рассказом учителя о характеристиках бури, под которой понимают обильный и продолжительный ветер, имеющий скорость в интервале 62-105 км/ч. Различают снежные, пыльные, шквальные, песчаные, а также беспыльные бури, в зависимости от места их возникновения и времени года.
Описывая ураган, учитель обращает внимание класса на то, что его скорость превышает 120 км/ч. Что касается смерча (торнадо), то под ним подразумевают атмосферный вихревой поток, зарождающийся в грозовом облаке, зачастую простирающимся до самой поверхности воды либо земли. Это своеобразный гигантский столб, воздух в котором вращается в направлении против часовой стрелки, а его скорость достигает 100 м/с. Также на уроке даются определения циклона и антициклона.
Подробный конспект урока ОБЖ «Ураганы, бури, смерчи» можно вместе с наглядной презентацией скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Ураганы, бури, смерчи»