Строение атома: химия – 8 класс, конспект и презентация урока
Скачать методическую разработку урока «Химическая связь. Строение атома» в формате doc
Скачать презентацию «Химическая связь. Строение атома» в формате ppt
Ещё одна разработка урока химии предлагается вниманию посетителей сайта Школьный портал — «Химическая связь. Строение атома«. Разработан данный материал и презентация к уроку на основе УМК Габриеляна О.С. План урока отражает нетрадиционную схему, напоминающую путешествие в страну под названием «Периодическая система химических элементов«.
Урок проводится ещё в первом полугодии и имеет целью обобщить, а также систематизировать знания по указанной теме, продолжить развитие умения обращения с Периодической системой Менделеева Д.И. и повторить основные понятия. А чтобы темп на уроке был высоким, вносятся элементы, формирующие соревновательный дух, и воспитывающие коллективизм, чувства ответственности за общее дело, так как предполагается работа в группах.
Строение атома: химия – описание хода урока
В ходе мотивации школьников к учебной деятельности учитель сообщает в организационной части занятия о том, что будут на уроке обобщены уже имеющиеся знания по теме «Химическая связь. Строение атома«. Учащиеся зачитывают с экрана девиз урока, а затем приступаем к актуализации опорных знаний.
Своеобразное «разрешение на въезд» в страну, которая именуется «Периодическая система химических элементов«, получат ребята после того, как правильно ответят на вопросы и закончат предложения:
• Атом состоит из …
• Электроны заряжены …
• Нейтроны имеют заряд …
• Протоны заряжены …
• Число энергетических уровней равно …
• Заряд ядра равен …
• Количество электронов равно …
• Количество протонов равно …
• Число нейтронов равно …
• Ионы — это …
• Изотопы — это …
• Ковалентная связь — это …
• Ионная связь — это …
• Металлическая связь — это …
• Ковалентная связь бывает …
• Электроотрицательность — это …
Конкурс «Узнай меня» на знание строения атома
А следующей конкурсной частью урока станет интеллектуальное состязание «Узнай меня«, где учащимся требуется записать символы и названия химических элементов, указать порядковый номер, название подгруппы (побочная или главная), номер группы и периода, когда известны количества нейтронов, протонов и электронов:
• 6 электронов, 6 нейтронов и 6 протонов (углерод — С)
• 13 электронов, 14 нейтронов и 13 протонов (алюминий — Al)
• 22 электрона, 26 нейтронов и 22 протона (титан — Ti)
• 56 электронов, 81 нейтрон и 56 протонов (барий — Ba)
На следующем этапе урока, автор методической разработки рекомендует дать учащимся 8 класса ещё одно задание «Расскажи обо мне«, в котором, следуя плану характеристики, необходимо описать элементы с порядковыми номерами 17, 18 и 20.
Характеристика даётся по следующим критериям: относительная атомная масса элемента, номер группы, периода, количественный заряд ядра, число протонов, нейтронов и электронов, число энергетических уровней, а также число электронов на каждом из энергетических уровней, и сделать запись электронной конфигурации атома.
Эстафета-физминутка также на знание строения атома
Физминутка проводится также тематическая в форме эстафеты. Каждая из трёх команд получает задание на доске, где участникам по очереди необходимо возле записи распределения электронов по энергетическим уровням вписать символ химического элемента, а также указать является ли элемент металлом или неметаллом. Эстафетной палочкой в такой физминутке служит мел, который и передают ученики сразу после своей записи.
Следующим конкурсом будет состязание капитанов каждой из команд. Им предстоит проанализировать состав атома и на основе причинно-следственной связи между числом электронов, протонов, общего заряда частиц и вида атома, дать название частицам, схемы электронного строения которых даны на слайде презентации «Строение атома: химия – 8 класс«.
Конкурс «Мои соседи» предлагает каждой команде выполнить задания, демонстрируемые на экране. Первая команда должна расположить химические элементы, предложенные ниже, в порядке усиления их металлических свойств: натрий, калий, литий, рубидий, цезий. Вторая команда школьников располагает элементы в порядке уменьшения их свойств неметаллических: бор, кислород, углерод, азот, фтор. А третья команда должна предложить расположение химических элементов, отражающее уменьшение металлических свойств: алюминий, натрий, магний, рубидий, калий.
Заключительная часть урока по химии «Строение атома»
В заключительной части на экране появляются части предложений, в которых пропущены слова. Их по смыслу и подбирают учащиеся класса, показывая учителю насколько им понятен материал урока обобщения. Подводим итоги и выставляем оценки за урок.
Подробную методическую разработку «Строение атома: химия – 8 класс» можно скачать в начале статьи вместе с презентацией к уроку.
Скачать презентацию «Строение атома: химия — 8 класс»