Скачать разработку урока «Правовые основы семьи и брака» в формате docx
Скачать презентацию к уроку «Правовые основы семьи и брака» в формате pptx
Семью всегда принимали в качестве важнейшего носителя культурных ценностей, наследуемых из одного поколения в следующее. Кроме этого, семья выступает и в роли неотъемлемого условия социализации личности.
Школьный портал предлагает урок обществознания, способствующий формированию у школьников представлений о важности законодательных аспектов регулирования отношений членов семьи, о социальной и личностной ее ценностях.
На уроке «Правовые основы семьи и брака» учащиеся 9 класса познакомятся с определениями уже известных им понятий «семья» и «брак». Важным элементом занятия является способствование их нравственному воспитанию и осознанию ценности семьи и брака, привитие уважительного отношения к принципам семейного права.
Описание хода занятия о правовых основах семьи и брака
В самом начале урока обществознания учителю предлагается процитировать высказывание А. Шопенгауэра, весьма интересно отметившего сущность женитьбы человека и, изменяющиеся в связи с этим права и обязанности каждого из вступающих в брак. Учащимся будет необходимо описать собственное понимание данного высказывания в конце урока.
Вспоминаем, как описывалось понятие «семья» в курсе обществознания в 8 классе, обобщаем высказывания ребят и даем определение: семья – это малая группа людей, между которыми существует кровное родство, общность быта, а также взаимные обязанности, права.
На следующем этапе вместе с ребятами отвечаем на вопросы: — Что объединяет всех членов семьи? – Что предоставляет человеку семья? – Что предоставляет семья государству?
Отвечая на эти вопросы, приводим выкладки из Конституции РФ и Семейного кодекса РФ. После чего организуется работа по рассмотрению базовых принципов семейного права в ходе заполнения таблицы по двум критериям: линии сравнения и характеристика понятий. Так, вместе с учащимися находим ответы на вопросы:
1) Чем характеризуется брачный союз? (Он доброволен)
2) Кто может вступать в брак? (Женщина и мужчина)
3) У кого главенствующая роль в брачном союзе? (Союз равноправный)
4) Какую цель преследует данный союз? (Создание семьи)
5) Какой из браков признается государством? (Зарегистрированный в органах ЗАГСа)
Брак и семья – беседа и определения
Теперь более подробно можно побеседовать о самом понятии «брак», происхождении этого слова и о переводе его с древнерусского. После чего, учитель приводит на экране определение брака, опираясь при этом на выделенные в таблице характеристики.
На следующем этапе урока ребята узнают о порядке и существующих условиях для заключения брака в нынешнее время. Все это прописывается законом, в противном случае брак окажется признанным недействительным. В качестве очередного задания учащимся предлагается, воспользовавшись Семейным кодексом РФ (статьи 11, 12 и 13), определить существующий порядок заключения брака в нашей стране.
Условия заключения брака
Изучив порядок заключения брачных отношений, ребята заполняют еще одну таблицу, состоящую также из двух критериев: условия заключения брака, а также обстоятельства, ему препятствующие.
К условиям заключения брака учащиеся должны привести следующие наиболее важные: взаимное согласие обоих вступающих в брачные отношения и достижение этими лицами брачного возраста.
К препятствующим заключению брака обстоятельствам класс должен отнести такие:
• когда один из собирающихся вступить в брак, в нем уже состоит с другим человеком;
• не заключается брак между близкими родственниками;
• нельзя вступать в брачные отношения с усыновленными либо удочеренными;
• когда одно либо оба лица признаны недееспособными (слабоумными либо психически нездоровыми) по заключению суда.
Далее рассуждаем о том, относятся ли к обстоятельствам особого рода опасная командировка, рождение ребенка либо беременность невесты для заключения брака до достижения обоими лицами 18-летнего возраста? Отвечая на этот вопрос, обращается внимание класса на дополнения, принятые в законе в различных субъектах Российской Федерации.
В заключение урока о правовых основах брака и семьи
Также на уроке обществознания рассматриваются личные, имущественные права, наряду с обязанностями супругов. Выполняются задания с организацией проектной деятельности в группах. Освещается специфика брачного договора и особенности расторжения брака по законодательству РФ. В заключение урока говорим о правах и обязанностях, как родителей, так и их детей.
Подробный конспект занятия на тему «Правовые основы семьи и брака» вместе с интерактивной презентацией к уроку обществознания в 9 классе доступны для скачивания в начале статьи, ниже ознакомиться можете в плеере со слайдами ↓
Скачать презентацию «Правовые основы семьи и брака»