Скачать разработку урока «Охрана атмосферы. Экологические проблемы атмосферы» в формате docx
Скачать презентацию «Охрана атмосферы. Экологические проблемы атмосферы» в формате pptx
На уроках экологии в 11 классе школьники изучают современное состояние в области охраны атмосферы, а также подробнее узнают о существующих экологических проблемах человечества.
Школьный портал познакомит в этой статье с качественной и продуманной методической разработкой по теме «Охрана атмосферы. Экологические проблемы атмосферы». Помимо подробного конспекта занятия и наглядной мультимедийной презентации, автором разработки предложены три приложения в качестве раздаточного материала (можете скачать вместе с разработкой урока выше).
Материал занятия рассказывает об увеличении объемов, а также скорости атмосферных выбросов в последние десятилетия, что значительно превышает возможности биосферы своевременно их нейтрализовать и разбавлять. В связи с этим, ребята приходят к выводу о необходимости строгого соблюдения рекомендуемых мер охраны атмосферы.
Описание хода занятия об охране атмосферы
С первых минут урока экологии учащихся 11 класса подводим к мысли, что тема занятия является одной из наиболее насущных экологических проблем современности, а именно – загрязнение атмосферы, которую иногда сравнивают с воздушным океаном Земли.
Прежде чем ребята начнут знакомиться с мерами, предпринимаемыми для охраны атмосферы, учитель проверяет домашнее задание в сопровождении слайдов презентации по следующим вопросам:
• Какие вам известны две группы экологических проблем с учетом масштаба их проявления? (Локальный и глобальный характер экологических проблем)
• Какие проблемы являются глобальными экологическими проблемами? (Экологические проблемы планетарного масштаба)
• Какие экологические проблемы относят к локальным? (Экологические проблемы какого-нибудь отдельного региона)
• Как вы считаете, загрязнение атмосферы можно отнести к экологическим проблемам глобального либо локального характера? По какой причине? (К экологическим проблемам глобального (планетарного) масштаба, поскольку затрагивает интересы всего человечества на Земле)
Беседа об охране атмосферы
Учитель рассказывает классу о природном дисбалансе, возникающем по причине выбросов промышленными объектами химических соединений, которые в природе не встречаются, а значит, они способны нарушать естественный круговорот веществ и процессы в природе.
После чего учащиеся 11 класса пробуют ответить на вопросы:
• Как вы думаете, какие из существующих глобальных экологических проблем имеют тесную связь с балансом газов, а также загрязнением атмосферы?
• Какая опасность кроется во вмешательстве людей в процессы, происходящие в атмосфере Земли?
Речь идет о проблемах запыления и, связанного с этим, загрязнения атмосферы. Кроме того, это и разрушение озонового слоя атмосферной оболочки планеты, кислотные дожди и, ставший широко обсуждаемой в последнее время темой – «парниковый эффект».
Охрана атмосферы и изучение ее газового состава
Приводим подробное описание состава атмосферы, ее строение, анализируя значение атмосферы для живых организмов нашей планеты. Это и защита от космических влияний, сохранность температурного режима на Земле, предотвращение отрицательного воздействия ультрафиолетового излучения Солнца.
Находящиеся в атмосфере кислород и углекислый газ являются необходимыми для дыхания, соответственно, живых организмов и растений. Подвижность воздушных масс дает возможность растениям, животным, а также микроорганизмам осуществлять пассивный полет, необходимый им для расселения.
Далее заполняется учениками таблица причин и последствий, связанных с изменением газового состава атмосферы. Используя материал учебника, выясняются причины изменения концентрации газов атмосферы, которых больше всего в ней содержаться (азот, кислород, углекислый газ). Кроме этого, по каждому из газов анализируются положительные и отрицательные последствия.
Разбор понятий об охране атмосферы и работа в группах
Разделяем понятия естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Более подробно с приведением примеров анализируются: запыление и загрязнение воздуха, «парниковый эффект», кислотные осадки, озоновые «дыры».
В заключение урока класс делится на две группы. Первая группа – эксперты, вторая – оппоненты. Каждая из них получает задания проблемного характера, на которые, после обсуждения, один из учащихся группы дает развернутый ответ. Подробный конспект урока по экологии в 11 классе вместе с презентацией и приложениями в форме раздаточного материала по теме «Охрана атмосферы. Экологические проблемы атмосферы» можно скачать в начале статьи, а ниже ознакомиться и со слайдами презентации ↓
Скачать презентацию «Охрана атмосферы»