Скачать разработку урока «Экономика и ее участники» в формате docx
Скачать презентацию к уроку обществознания «Экономика и ее участники» в формате pptx
На уроке обществознания учащиеся познакомятся с понятием экономика, проанализируют ещё роль в современном обществе и в жизни человека. Данное занятие по теме «Экономика и ее участники» является первым в разделе «Экономика» курса обществознания в 7 классе.
На уроке также будут изучены новые для учащихся понятия, напрямую связанные с экономикой: натуральное хозяйство, товарное хозяйство, обмен, производство, потребитель, производитель и др. А чтобы усвоение новых терминов было успешным, автор разработки рекомендует организацию на уроке групповой работы с использованием раздаточного материала при последовательном заполнении сравнительной таблицы, приведенной в конспекте урока.
С учащимися будет продолжена работа по формированию у них умений осуществлять анализ документов, при аргументировании собственных точек зрения. Воспитывается культура их взаимодействия в группе.
Описание хода занятия об основных участниках экономики
На первых минутах урока учитель сообщает классу тему и знакомит ребят с планом изучения новой темы. Первым делом учитель рассказывает о том, что такое экономика.
Согласно определению в учебнике, экономика представляет собой способы ведения хозяйства людьми, а также возникающие отношения между людьми в ходе производства и обмена любых видов и форм товаров. В дополнение к приведенному определению учитель приводит и перевод данного термина с древнегреческого, дословно обозначающим — «правила ведения хозяйства«.
Учащихся необходимо подвести к выводу о том, что экономика может рассматриваться в качестве двух взаимосвязанных значений: первое — как хозяйство, второе — как область знаний. После чего можно предложить школьникам дополнить определения:
• Экономика — это знания …
• Экономика — это умения …
В разработке приведены возможные варианты ответов, которыми учитель руководствуется по своему усмотрению.
Об основных сферах экономики сообщаем в сопровождении слайдов презентации. Речь идёт о производстве, потреблении, обмене и распределении, к которым имеются также иллюстрации в учебнике обществознания. К приведенным изображениям учителем задаются вопросы:
• К каким сферам экономики можно отнести данное изображение?
• По какому признаку вы отнесли изображение к той или иной сфере экономики?
По такому же алгоритму организуем работу с презентацией, где также учащимися определяется сфера экономики в отношении изображений, приведенных на слайде. На первой картинке — распределение, на второй — потребление, на третьей — производство, на четвёртой — обмен.
Работа в группах по определению сферы экономики
Класс разбивается на четыре группы — по количеству сфер экономики. Каждая группа получает собственный раздаточный материал, заготовленный учителем заранее. Задача учащихся группы — выяснить и указать, какая из сфер экономики прослеживается в раздаточном тексте.
Первая группа получает текст с известной учащимся сказкой «Репка«, где отражена сфера экономики — производство. Вторая группа анализирует текст известной считалки об апельсине, речь идёт о распределении. Третья группа находит в стихотворении о белке принадлежность к такой сфере экономики, как обмен. Последней группе достается текст с песенкой «Барабек«, где описывается четвёртая из сфер экономики — потребление.
Зачем нужна экономика, и кто ещё основные участники
В ходе беседы на следующем этапе происходит поиск ответа на вопрос: — Зачем нужна экономика?
Выслушав различные варианты ответов учащихся, подводим их к тому, что экономика необходима для обеспечения общества и отдельно взятого человека различными потребностями в целях удовлетворения жизни и деятельности. Такие услуги, товары или изделия, удовлетворяющие какую-либо потребность человека, носят название экономических продуктов.
На следующем этапе занятия приводятся определения и примеры натурального и товарного хозяйства, основных участников экономики. В качестве закрепления изученного на уроке материала предлагается снова поработать в группах, выполняя задание по заполнению таблицы, где сравниваются товарное и натуральное хозяйства.
Подробный конспект урока обществознания в 7 классе по теме «Экономика и ее участники» вместе с презентацией можете скачать в начале статьи.
Скачать презентацию «Экономика и ее участники»