- Организменная среда обитания – конспект и презентация к уроку биологии
- Организменная среда обитания – описание хода занятия
- Отличительные характеристики организменной среды обитания –
- Самостоятельная работа по вопросам организменной среды обитания
- Организменная среда обитания или Как уберечься от паразитов?
- В заключение урока про организменную среду обитания
Организменная среда обитания – конспект и презентация к уроку биологии
Скачать методическую разработку «Организменная среда обитания» урока биологии в формате doc
Скачать «Организменная среда обитания» — презентацию к уроку биологии в формате ppt
Урок по биологии в 5 классе «Организменная среда обитания», конспект и презентация к которому представлены на Школьном портале, имеет целью углубить и обобщить знания школьников о существующих средах обитания изучаемых в школьном курсе биологии живых организмов, а также дать представление о такой среде обитания, как организменная.
Кроме того, материал урока позволяет реализовать задачи:
• раскрыть основные характеристики организменной среды обитания, приспособления к имеющимся в других организмах условиям обитания;
• развивать умения лучше ориентироваться в интенсивном потоке информации: отбирать необходимую, применять и анализировать полученную информацию;
• научить определять и давать объяснения чертам приспособленности к условиям существования одних организмов в других;
• формировать навыки работы в ученическом коллективе.
Организменная среда обитания – описание хода занятия
Поприветствовав пятиклассников, учитель активизирует их знания в сопровождении слайдов презентации, предложив ответить на вопросы:
• Вспомните, какие известны вам среды обитания?
• Обратите внимание на слайд и определите, какие именно занимают среды обитания изображённые на экране животные?
• Дайте характеристику каждой из указанных на следующем слайде сред.
Приступая к новому материалу, учитель мотивирует ребят на восприятие нового материала, реализации поставленных задач урока. И начинает с вопроса: — Как вы считаете, какую должны занимать среду обитания такие живые организмы, как вши, глисты и блохи? После чего следует вопрос: — Что знаете вы об этой среде обитания?
Далее, вместе с учащимися формулируем этапы изучения нового материала:
1) Перечислить основные характеристики среды обитания.
2) Определить её обитателей.
3) Дать характеристику приспособленности живых организмов в организменной среде обитания.
Отличительные характеристики организменной среды обитания –
Записав определение понятия «организменная среда обитания», переходим к перечислению главных отличительных характеристик её от других сред обитания. Для этой цели учителем даётся самостоятельная работа классу, в которой по учебнику требуется определить характеристики организменной среды и сравнить с теми, что представлены на слайде.
Учащиеся должны будут привести следующие характеристики:
• относительно стабильные условия для жизни: влажность, температура, состав органических и неорганических соединений;
• защита от внешних врагов;
• активное сопротивление организма хозяина;
• пища в обильных количествах;
• относительная защищённость от нежелательных внешних факторов.
Самостоятельная работа по вопросам организменной среды обитания
Ещё одна самостоятельная работа предлагается школьникам, на этот раз в парах. Ребята должны рассмотреть пункты предложенной схемы, определив обитателей организменной среды, а также их приспособления к жизни в ней.
Воспользовавшись раздаточным материалом — информационными листами (Приложение 1, 2), учащиеся пятого класса работают по вариантам: первый — даёт характеристику организмам-паразитам животным, второй — организмам-паразитам растениям. Оформление в виде кратких выводов осуществляется в тетради.
Полученные результаты, в рамках первичного закрепления нового материала, представляются от каждой группы учащихся обоих вариантов. Сообщения школьников дополняются учителем в сопровождении слайдов 16-33 презентации «Организменная среда обитания».
В первую очередь даётся характеристика организмам-паразитам животным, которые паразитируют на волосах, коже и в кишечнике, акцентируя внимание на их приспособлениях: присосках, крючках, высокой плодовитости, отсутствии у некоторых представителей органов чувств и органов для передвижения. Кроме того, организмы-паразиты животные делятся на внешних и внутренних паразитов.
Организменная среда обитания или Как уберечься от паразитов?
Прежде, чем привести характеристики организмов-паразитов растений, останавливаемся на том, как можно уберечь себя от организмов-паразитов животных:
• мытьё рук с мылом, как перед едой, так и после туалета, прихода домой с улицы, общения с какими-либо домашними животными;
• мытьё фруктов и овощей, ягод и других видов пищи;
• воздержаться от пользования чужими расчёсками;
• экскурсия в лес в специальной одежде, а также тщательное обследование одежды и себя по возвращению.
Вторая группа даёт характеристику приспособлениям таких организмов-паразитов растений, как повилика, заразиха и раффлезия. Они имеют присоски и образуют большое количество семян. На слайдах презентации подробно описываются и другие их особенности, характеризующие их паразитическое воздействие на растение-хозяина.
В заключение урока про организменную среду обитания
А в завершение занятия, на этапе применения новых знаний, учащиеся заполняют таблицу «Характеристика сред жизни» по трём критериям: среда жизни, особенности условий обитания, примеры приспособленности к обитанию в указанной среде.
Подводим итоги, выставляем оценки, не забывая о рефлексии по предложенным в разработке вопросам. Скачать подробный конспект урока биологии с презентацией по теме «Организменная среда обитания» можно в начале этой статьи, а ниже просмотреть слайды ↓
Скачать «Организменная среда обитания» — презентацию к уроку