Опыление растений – конспект и презентация урока биологии
Скачать методическую разработку «Опыление растений» урока биологии в формате doc
Скачать презентацию по биологии «Опыление растений» в формате ppt
Методическая разработка урока по биологии «Опыление растений» предназначена для целевой аудитории учащихся 6 класса. Кроме описания хода занятия, здесь на Школьном портале вы можете скачать и Приложение, рекомендуемое автором разработки в качестве раздаточного материала.
На занятии ребята знакомятся с понятием «опыление растений«, а также учатся отличать растения по типам их опыления. Понимание биологической значимости процесса опыления растений тоже становится объектом изучения в ходе урока. В процессе достижения указанных задач, школьники продолжают развивать общие способы деятельности и учебные умения, совершенствуя при этом способности анализировать, делать обобщение и давать оценку результатам своей работы.
Опыление растений – краткое описание хода занятия
Настрой учащихся на работу организуется учителем с первых минут урока биологии «Опыление растений«. Приводится тот факт, что усвоение информации, по мнению учёных, происходит лучше, когда в человеке преобладают, прежде всего, положительные эмоции.
На фоне данного утверждения, предлагаем школьникам улыбнуться друг другу и обратить внимание на экран, где цитируется девиз урока — слова В. Шаталова. Согласно этой цитате, на уроке, как и в лесу, нельзя отвлекаться, иначе все уйдут вперёд.
Этап мотивации учебной деятельности начинаем с приведения процесса, который ученики должны назвать. Речь идёт о ежегодном наполнении воздуха густыми ароматами различных цветов над лесами и лугами. И пробудившись от спячки зимней, все растения стараются дать жизнь всё новым поколениям.
Активизация знаний перед изучением опыления растений
После того, как шестиклассники назовут описываемый процесс, учитель продолжает активизацию опорных знаний посредством других вопросов:
• Что принято называть размножением?
• Назовите процесс размножения при участии половых клеток.
• Какие растения размножаются таким способом?
• Какой орган покрытосеменного растения играет важнейшую роль при половом размножении?
• Перечислите и опишите строение главных частей цветка.
По окончанию беседы по вопросам, при помощи оценочной цветовой шкалы (приведённой на доске), учащиеся должны сами оценить свою работу.
Продолжаем занятие созданием проблемной ситуации. Учитель сообщает, что сразу после открытия Австралии и островов Новой Зеландии, в эти регионы прибыли из Европы первые поселенцы. На возделываемых полях поселенцы стали сеять клевер, не произраставший в этих землях ранее. Довольно быстро и пышно разрастаясь, клевер не давал семян, а потому — не размножался. Вопрос классу: — По какой причине не происходило размножение?
Ответив на поставленный вопрос, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать тему и задачи урока «Опыление растений«.
Усвоение нового материала об опылении растений
Усвоение новых знаний на первичном этапе учитель осуществляет в ходе работы в группах по видам опыления, используя раздаточное задание Приложения.
Ребятам нужно составить схему, определяющая последовательность опыления цветковых растений, из приведённых на карточке отдельных стадий. К заданию даны также рисунки, которые отличаются по типу опыления: гороха, арбуза, хлопчатника, ивы и овса.
Вместе с классом составленные схемы проверяются в ходе сравнения с изображением на слайде презентации «Опыление растений«.
Приступаем к работе с таблицей, где, разбившись на пары, учащиеся 6 класса вписывают признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, на этот раз, используя другое раздаточное Приложение. Среди признаков растений, которые необходимо вписать в таблицу по каждому из двух указанных видов, предложены следующие:
• яркие крупные цветки;
• цветки яркие мелкие и собраны в соцветия;
• цветки мелкие невзрачные и часто собраны в соцветия;
• пыльца легкая, сухая и мелкая;
• крупная пыльца, липкая шероховатая;
• наличие нектара;
• наличие аромата.
Закрепляем материал урока о способах опыления растений
Первичное закрепление изученного на уроке материала проходит в процессе выполнения задания на нахождение ошибок, в приведённом высказываним Незнайки, придуманного писателем Носовым. А чтобы оценить умение школьников применить знания в новой проблемной ситуации, задаём вопросы:
• Отчего ливни весной над фруктовыми садами способны стать причиной низкого урожая осенью?
• С какой целью выносят улья весной в цветущий сад?
В конце занятия предлагается провести еще и тестирование по вопросам очередного Приложения, доступного для скачивания вместе с подробной методической разработкой урока биологии «Опыление растений» и презентацией к занятию в начале статьи.
Скачать презентацию по биологии «Опыление растений»