Скачать разработку урока «Метод фокальных объектов» в формате docx
Скачать презентацию к уроку «Метод фокальных объектов» в формате pptx
К уроку технологии предлагаем Вашему вниманию методическую разработку для 7 класса по теме «Метод фокальных объектов». В этой статье Школьного портала Вы узнаете о наиболее примечательных особенностях данного занятия и материалов, предложенных автором.
Метод фокальных объектов представляет собой технологию поиска новых идей посредством добавления к первоначальному объекту свойства либо признаки каких-нибудь случайных объектов. Такой подход применяется при отыскивании способов модернизации уже известных устройств, в частности в процессе создания рекламы товаров, а еще и просто для тренировки воображения.
Помимо подробного конспекта урока технологии, в разработку включена качественная презентация, а также карта алгоритма, которую необходимо распечатать перед занятием в форме раздаточного материала.
Описание хода занятия о методе фокальных объектов
В качестве введения в тему урока, автор предлагает побеседовать с ребятами о главном вопросе дисциплины технологии. В процессе изучения технологии в школе, из года в год, ребята становятся грамотнее и опытнее.
Спустя некоторый промежуток времени результатом деятельности учащихся выступает не просто некоторое готовое изделие, а объект, отвечающий определенным техническим, а также эстетическим требованиям.
Если раньше было достаточно просто внимательно послушать учителя, чтобы правильно организовать свою работу на уроке и получить требуемые результаты, то в настоящее время возможна собственная разработка технологической карты по изготовлению какого-либо объекта. А это уже не что иное, как элемент конструкторской деятельности.
Отсюда и вытекает главный вопрос дисциплины: — Имеется ли монополия на творческую деятельность? Конечно же, нет. Но доказать классу то, что изобретать и творить способен любой, а не только особо талантливый, не углубляясь в философию, а на реальных примерах, нам и поможет метод фокальных объектов.
Упражнения для развития воображения
Познакомив класс с темой урока, приступаем к разминочным упражнениям, назначение первого из которых – борьба с психологической инертностью, считающейся особой помехой изобретательству. Вопросы упражнения приведены в разработке, где рациональным принимается лишь один из них.
Второе упражнение призвано отработать приемы противоборства с той же самой психологической инерцией. Суть задания заключается в исключении прямого предназначения указанного учителем объекта, при предложении иных способов и целей его использования.
Так, кирпичи необходимо рассмотреть не в качестве строительства. Ответами могут быть формы использования кирпичей в качестве: наковальни, мерного груза, метального средства, молотка и др.
Вторым предметом выступает деревянная ученическая линейка, прямое предназначение которой также исключаем. Ребята могут предложить использование линейки в качестве: закладки для учебников, весов, указки, камертона и др.
Последовательность действий метода фокальных объектов
Процитировав Блеза Паскаля, учитель приводит некоторые известные исторические факты происхождения изучаемого метода. Будучи созданным еще в 1923 году немецким профессором Кунце Э., метод фокальных объектов в 50-е годы дорабатывается и формулируется в его нынешней трактовке американским ученым Вайтингом Ч.
Рекомендуется определенная последовательность действий, демонстрируемая на слайде презентации:
1) Отбор некоторого объекта и цели его совершенствования.
2) Отбор случайных 3-4 объекта.
3) Формирование списка характерных признаков выбранных случайных объектов.
4) Присоединение признаков случайных посредством генерирования идей к отобранному фокальному объекту.
5) При помощи свободных ассоциаций развиваем полученные сочетания.
6) Производим оценку полученных идей, выбирая наиболее полезные решения.
Деловая игра с применением метода фокальных объектов
На следующем этапе занятия организуется деловая игра, основанная на применении изученного метода фокальных объектов. В качестве совершенствуемого объекта берутся часы «Командирские», приводится их характеристика и подробное описание.
В качестве технического задания выступает необходимость предложения решения, которое будет отвечать указанным в разработке требованиям, не меняющим принципиальной схемы технологического процесса их производства и не приводящего к значительному удорожанию продукции.
Приводятся также случайные объекты с описанием их качеств: бриллиант, цветок и кошка. Возможными вариантами решения могут стать: часы с граненым стеклом, мяукающие часы либо прозрачные часы.
Подробный конспект с иллюстрированной презентацией к уроку технологии в 7 классе по теме «Метод фокальных объектов» скачать можете в начале статьи, а ниже просмотреть в плеере слайды ↓
Скачать презентацию «Метод фокальных объектов»