Скачать разработку урока информатики «Машина Тьюринга» в формате docx
Скачать презентацию к уроку информатики «Машина Тьюринга» в формате pptx
Методическая разработка урока по информатике, о котором пойдет речь в данной публикации Школьного портала, предназначена для изучения в 10 классе при рассмотрении тематического блока «Алгоритм. Исполнители алгоритма».
На уроке по теме «Машина Тьюринга» в сопровождении мультимедийной презентации ребята познакомятся с ее устройством, изучат принцип работы и научаться строить программу для машины Тьюринга. Материал урока позволяет развивать алгоритмическое мышление учащихся старших классов, способности к формализации.
По типу данное занятие является комбинированным, на котором изучение нового материала закрепляется в процессе решения задач по теме. Автор разработки предлагает использовать частично-поисковый метод обучения, когда процесс мышления становится продуктивным при последовательном направлении и контроле учителя.
Описание хода занятия о машине Тьюринга
На этапе организации класса учитель настраивает ребят на рабочую атмосферу, формулирует тему занятия и рассказывает об английском математике Алане Тьюринге, существенно повлиявшем на развитие информатики, как науки.
В качестве разминки на следующем этапе урока школьники решают логическую задачу с последующей проверкой у доски. Важно обратить внимание на умение составлять алгоритм рассуждений.
Разобравшись с задачей на разминке, актуализируем пройденный ранее теоретический материал об алгоритме и исполнителях алгоритмов. Для этого автор разработки предлагает провести фронтальный опрос по следующим вопросам:
• Что называют алгоритмом и кому он предназначается?
• Какими свойствами обладает алгоритм?
• Кто способен предстать в качестве исполнителя алгоритма?
• Назовите основные понятия машины Тьюринга.
• Продемонстрируйте главные свойства алгоритмов, ориентируясь на пример машины Тьюринга.
Примеры машин Тьюринга – теоретическая часть
Прежде чем приступить к решению задач по теме, в теоретической части приводим описание машины Тьюринга. Обращаем внимание класса на две составные части любой из таких машин:
1) лента неограниченная и разделенная на ячейки;
2) управляемая программой головка, которая считывает информацию и именуемая автоматом.
Далее вместе с учениками отвечаем на вопрос: «Что может воображаемая машина?». За один такт своей работы она умеет:
• заменить содержащуюся в обозримой ячейке памяти одну букву алфавита на другую;
• осуществить сдвиг вправо либо влево с интервалом в одну ячейку либо оставаться на том же месте;
• сменить собственное внутреннее состояние.
Решение задач с помощью машин Тьюринга
Следующий этап занятия предполагает погружение в практическую часть урока и решение задач по теме. Учитель сообщает, что при помощи машины Тьюринга необходимо попытаться сымитировать устройство, подобное калькулятору. Всего предлагаются две задачи, разбор которых происходит в сопровождении слайдов презентации:
Задача 1. Лента машины Тьюринга содержит некоторое десятичное число. Необходимо прибавить к этому числу 1 (единицу). Автомат в данном случае обозревает некую цифру, соответствующую входному числу.
Задача 2. На ленте машины Тьюринга имеется некоторое натуральное число, имеющее величину N > 1. Нужно разработать такой алгоритм МТ, чтобы данное число N уменьшалось на 1 (единицу). Автомат при этом обозревает цифру, расположенную справа от числа.
Для решения обеих задач учащимся необходимо прежде составить словесный алгоритм ее решения, а уже затем перевести его на соответствующий язык машины Тьюринга. После того, как задачи будут решены, учитель подводит итог о возможностях применения МТ. Подробный конспект урока и презентацию по информатике на тему «Машина Тьюринга» скачать можно в начале публикации, а ниже просмотреть слайды ↓
Скачать презентацию по информатике «Машина Тьюринга»