Скачать разработку урока «География 6 класс Подземные воды» в формате docx
Скачать презентацию «География 6 класс Подземные воды» в формате pptx
Изучение подземных вод приходится в школьном курсе дисциплины география на 6 класс. К этому занятию и предлагается интересная методическая разработка занятия, освещаемая на Школьном портале. Автором подготовлен продуманный опорный конспект и богатая иллюстрациями мультимедиа презентация.
Особое внимание уделяется формированию умений решать различного рода проблемные задачи, активизируя при этом процесс мышления школьников. Вместе с ребятами ставятся цели и задачи урока, в ходе которого развиваются и навыки исследовательской работы, познавательного интереса к географии.
Достаточно наглядным и эффективным будет демонстрация на данном уроке процессов просачивания воды сквозь песок, гравий, а также глину, несмотря на имеющиеся на слайде анимированные макеты указанных явлений. Опишем далее содержание урока подробнее.
Описание хода занятия о подземных водах
Проверку ранее пройденного материала предлагается осуществить посредством выполнения учащимися задания на знание ими следующих фактов и закономерностей:
• Что называют течением?
• Что является причиной возникновения течения?
• По какой причине в зимний период времени воды Мурманского порта, находящиеся за пределами полярного круга, не замерзают?
• Из-за чего Норвежское течение именуют теплым при его температуре +3, а Канарское – холодным, если его температура возле берегов африканского континента равна +23 градусам?
Опорный конспект также содержит примеры карточек с заданиями для актуализации знаний и проверки домашнего задания. Три варианта карточек по 5 вопросов в каждой. Каждый из вариантов предполагает дать описание одному из трех различных течений по плану. Речь идет о следующих течениях: Перуанском, Гольфстрим, Западных Ветров.
И завершается проверка ранее изученного еще одним заданием на распределение организмов, изображенных на слайде, на три группы: планктон, нектон и бентос.
Изучение нового о подземных водах в 6 классе
К формулировке новой темы учитель подводит класс посредством наводящих вопросов:
• Какое вещество присутствует на Земле практически повсюду: в воздухе, в почве, в живых организмах, в растениях и т.д.? (Ответ: вода)
• Каким образом можно доказать присутствие воды в земле? (Ответ: вырыть колодец, наблюдать гейзер, родники либо извержение вулканов, сопровождаемое выбросами водяных паров)
Так, ребята приходят к формулировке темы урока «Подземные воды», записывают определение этого понятия в тетради. Но на этом задания проблемного характера не заканчиваются. Беседа продолжается рассуждениями по следующим вопросам:
• Можно ли многолетнюю мерзлоту считать подземными водами? (Ответ: да, но замерзшими)
• Каким образом появилась вода в земной коре? (Ответ: в результате просачивания в земную кору атмосферных осадков либо поверхностных вод)
• Что препятствует просачиванию воды ниже земной коры? (Ответ: горные породы, являющиеся водонепроницаемыми)
• Как называется водоносный слой, отделяющий водонепроницаемый слой земной коры от водопроницаемого? (Ответ: грунтовые воды)
Далее обсуждается определение понятия «грунтовые воды». Предлагается задание: выписать со слайда горные породы, причислив их к водонепроницаемым либо к водопроницаемым.
Закрепление нового материала о подземных водах
Прежде чем приступить к закреплению новых знаний, учащиеся знакомятся с еще одним понятием – межпластовые воды. Речь идет о водах, которые располагаются между двумя водонепроницаемыми (водоупорными) слоями земной коры.
Обращается внимание шестиклассников на то, что воды межпластового слоя чище, нежели грунтовые воды, так как первый залегает глубже в земле. Об изменении уровня грунтовых вод можно узнать по колодцам либо по поверхностным водам. Так, вода в колодцах пустынь может залегать на уровне 200-250 метров под землей. Причина этого – глубинное расположение грунтовых вод, вызванное сухостью климата, а также очень незначительными осадками.
Класс приходит к выводу, что уровень грунтовых вод зависит от следующих факторов: количество осадков, отдаленность либо близость рек и озер, таяния снегов и рельефа земной коры.
Опорный конспект «География 6 класс Подземные воды» можно скачать в начале этой страницы вместе с наглядной интерактивной презентацией.
Скачать презентацию по географии «Подземные воды»
Во многих подземных водах могут быть растворены различные соли, вещества и газы, тогда такие воды называют минеральные.