Дыхание растений: 6 класс – конспект и презентация к уроку биологии
Скачать методическую разработку «Дыхание растений: 6 класс» урока биологии в формате doc
Скачать презентацию к уроку биологии «Дыхание растений: 6 класс» в формате ppt
К уроку по биологии Вашему вниманию предлагается методическая разработка «Дыхание растений: 6 класс». В составе УМК к уроку биологии, на Школьном портале, также предложена наглядная презентация. Автором разработки составлен материал к занятию в соответствии с требованиями ФГОС.
Так, на первом этапе урока «Дыхание растений: 6 класс» создаются необходимые условия для мотивации (самоопределения) школьников к учебной деятельности. После чего, в ходе актуализации ранее изученного материала, осуществляется пробное учебное действие. Затем, учитель вместе с обучающимися выявляет причины и место их затруднения. На основе этого организуем целеполагание, и строим проект выхода из сложившегося затруднения.
На уроке будет продолжено формирование знаний школьников о дыхании растений, роли устьиц, межклетников, а также чечевичек в обмене веществ у растений. Научатся ребята и применять полученные на уроке знания в дальнейшем на практике при выращивании и хранении урожая.
Дыхание растений: 6 класс – описание хода урока
Настрой учащихся на урок формируется учителем посредством чтения небольшого стихотворения, активизирующего внимание класса. После чего, осуществляется проверка знаний в ходе фронтального опроса по следующим вопросам:
• Что называют дыханием?
• Расскажите, как дышат насекомые?
• У каких организмов клеточное дыхание?
• Как принято называть дыхание, осуществляющееся при помощи жабр?
• Вспомните, кто дышит жабрами?
• Чем дышат наземные позвоночные животные?
• Какие имеются органы дыхания у земноводных?
• Как называют дыхание такого вида?
На этапе мотивации класса к учебной деятельности на экране демонстрируется высказывание Владимира Высоцкого и продолжается беседа с учениками по вопросам:
• Про дыхание, каких именно живых организмов шла речь до сих пор? (О дыхании животных)
• Какие основные газообразные вещества принимают участие в этом процессе? (Углекислый газ и кислород)
• А дышат ли ещё какие-нибудь иные живые организмы? (Да, растения)
Актуализация знаний перед изучением дыхания растений в 6 классе
Переход на актуализацию уже имеющихся знаний учитель воплощает также в сопровождении презентации, где демонстрируется таблица, состоящая из трёх столбцов, озаглавленных выражениями: знаю, хочу знать, узнал. Здесь и реализуется пробное учебное действие учащихся:
• первый столбик таблицы заполняется в ходе ответа на вопрос: — Вспомните, что знаете вы о процессе дыхания?
• второй столбик заполняем, отвечая на вопрос: — Что на сегодняшнем уроке вы хотели бы узнать, и чему можно научиться?
На следующем слайде изображён Джозеф Пристли, а учитель поведает классу о его опыте с мышонком, которого английский химик посадил под колпак из прозрачного стекла, опущенный в воду краями, чтобы воздух внутри оставался. Однако прожить внутри колпака мышонку долго не пришлось. А задохнулся он в воздухе, который испортился от его собственного дыхания.
Формирование целеполагания по теме Дыхание растений
На данном этапе и формируем целеполагание: — Из-за чего погиб мышонок в указанном опыте Пристли?
Вместе с учащимися строим проект выхода из сложившейся проблемной ситуации, формулируя его следующими этапами:
• Что необходимо предпринять для решения возникшей проблемы? Узнать:
• Чем является дыхание?
• Что необходимо для процесса дыхания?
• Что в процессе дыхания образуется?
• Что именно вызвало во время опыта гибель мышонка?
Для решения проблемы учитель продолжает рассказ о последующем этапе опытов Джозефа Пристли, разделил испорченный дыханием мыши воздух, в котором она и погибла, на две части. Одну часть этого воздуха снова перенес под стеклянный колпак, погруженный в воду, и поместил другую мышь. Вторую часть воздуха перенёс под колпак, также погружённый краями в воду, но посадив туда же веточку мяты.
Под первым колпаком мышь сразу погибла, а вот под вторым другая мышь могла свободно находиться, не подавая никаких признаков недомогания. А через неделю веточка мяты удлинилась на три дюйма. Произошёл фотосинтез у находившейся под колпаком ветки мяты. Из чего делаем вывод: растение словно питалось испорченным воздухом — газом углекислым, выделяя при этом кислород, так необходимый для жизни мыши.
Заполнение таблицы с учащимися 6 класса о дыхании растений
Обратив внимание учащихся на удивительное открытие Пристли, которое произвело огромное впечатление в среде учёных, учителем ставится ещё один проблемный вопрос: — Скажите, все ли органы растения способны дышать? Для решения поставленного вопроса автор методической разработки рекомендует воспользоваться демонстрацией опытов электронного пособия «Кирилла и Мефодия».
А в заключение занятия «Дыхание растений» работа проводится в сопровождении слайдов презентации по заполнению ещё одной таблицы — «Сравнение процессов, происходящих при дыхании и при фотосинтезе«. Ячейки таблицы заполняются учениками в ходе ответов на вопросы по описанию двух указанных процессов (дыхания и фотосинтеза):
• В каких именно клетках происходит данный процесс?
• Какой поглощается при этом газ из окружающей среды?
• Какой газ выделяется в ходе процесса в окружающую среду?
• Какое время суток характерно для протекания процесса?
• Что происходит во время процессов с энергией?
• Что случается во время процесса с органическими веществами?
Завершается урок биологии подведением итогов, комментированием оценок и традиционной рефлексией. Скачать подробную методическую разработку «Дыхание растений» к уроку биологии и презентацию можно в начале статьи. Также Школьный портал предлагает учителям по биологии просмотреть предварительно слайды презентации ниже ↓
Скачать презентацию к уроку биологии «Дыхание растений»