Скачать разработку урока ОБЖ «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» в формате doc
Скачать презентацию «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» в формате ppt
На этом занятии ребята получат ответ на вопросы: Представляют ли какую-нибудь опасность гидротехнические сооружения? Что представляют собой гидротехнические сооружения и, каково их предназначение?
Кроме того, на уроке ОБЖ, представленном на Школьном портале, школьники узнают об основных причинах, в результате которых происходят аварии на ГТС. Автором предлагаются также тесты, позволяющие повторить и закрепить изученный материал.
Материал занятия, тип которого – комбинированный, дает возможность развивать познавательный интерес, воображение и мышление. Ученики приводят собственные примеры и учатся выделять главное. Помимо фронтального опроса, тестовых заданий, имеется наглядная и качественная презентация, содержащая много объяснительно-иллюстративного материала, с помощью которого учителю удастся повысить экологическую грамотность детей.
Описание хода занятия об авариях на гидротехнических сооружениях
Этап организации сменяет проверка домашнего задания, для чего предлагается выполнение теста по предыдущей теме занятия, где класс знакомился с авариями, происходящими на радиационно-опасных объектах. Тестовые задания выполняют несколько учащихся.
Всего предложено три вопроса с вариантами ответов:
1) Какой химический элемент из предложенных следует принимать, когда происходит авария на АЭС? (йод)
2) Является ли внутреннее облегчение существенно опаснее внешнего? (да)
3) Какие дозировки облучения способны привести к лучевой болезни? (100, 500 бэр)
С остальными учащимися класса проводим фронтальный опрос по заданиям:
1. Соотнести понятия: искусственное радиоактивное излучение (рентген, атомные бомбы); естественное радиоактивное излучение (радон, руды урановые, солнечные лучи).
2. Укажите две причины, способные привести к аварии на АЭС.
3. Дополните следующие фразы: «В результате аварии на АЭС следует …«: 1) выслушать …; 2) упаковать …; 3) защитить …; 4) провести …
Учащиеся должны вспомнить, что выслушать необходимо речевое сообщение о появившейся опасности, упаковать имеющиеся продукты питания и воду питьевую в соответствующие пакеты, бутылки, поместив в холодильник, кладовку либо закрытые шкафы. Защитить органы дыхания существующими в наличии средствами индивидуальной защиты и провести необходимую герметизацию помещения.
Изучение нового материала об авариях на гидротехнических сооружениях
От актуализации ранее изученного, переходим к изучению нового материала. Напоминаем учащимся о богатстве нашей страны водными ресурсами еще со времен Древней Руси. Отмечая, что первыми инженерскими сооружениями (не считая мостов) стали каналы, возведение которых началось еще в 12 веке, чтобы миновать пороги в руслах рек.
На экране приводятся названия крупнейших гидроэлектростанций (ГЭС) в России. На этом этапе можно включить вопрос, касаемо регионального компонента, спросив учащихся об имеющихся в регионе их проживания каких-нибудь ГЭС, либо других гидротехнических сооружений, к примеру, судоходных каналов.
Далее разбираемся в том, могут ли представлять какую-нибудь опасность гидротехнические объекты, подобно перечисленным. Для чего знакомим класс с определением гидротехнических сооружений, или сокращенно ГТС. Ребята узнают, что ГТС представляют собой инженерные либо сооружения естественного типа, предназначение которых — использование либо борьба с разрушительным воздействием воды.
Цели возведения гидротехнических сооружений
В результате, приводятся цели, преследуемые сооружением гидротехнических объектов:
• защита от наводнений берегов, путем возведения дамб;
• использование кинетической энергии водного потока на гидроэлектростанциях;
• мелиорация;
• водоснабжения городов и использование водных ресурсов для орошения полей;
• обеспечение работы речных, а также морских портов, путем сооружения каналов, шлюзов;
• регулирование уровня воды в период паводков.
На слайде приводится классификация гидротехнических сооружений по их назначению. При всей необходимости и значимости всех перечисленных объектов ГТС, отмечает их потенциальную опасность, как для самого человека, так и для окружающей его среды.
Гидродинамические опасные объекты и аварии на них
В связи с чем следует дать определение гидродинамических опасных объектов (ГОО). Это такие естественные либо инженерные сооружения, образующие разность в уровнях воды до объекта (верхний бьеф) и после (это уже нижний бьеф). На подобных объектах возможны аварии, способные привести к последствиям, сравнимые с катастрофическими.
Еще одно определение для полноты картины – это определение гидродинамической аварии (ГДА), после которого приводятся наиболее крупные из аварий подобного типа, произошедшие за последние 25 лет в нашей стране.
В таком продуктивном ритме проходит занятие об авариях на гидротехнических сооружениях, подробный конспект которого вместе с презентацией можно скачать выше в начале данной статьи, а также ниже увидеть и сами слайды ↓
Скачать презентацию «Аварии на гидротехнических сооружениях»