Атмосфера земли – состав, строение и значение. Урок географии
Скачать методическую разработку «Атмосфера земли – состав, строение и значение» в формате doc
Скачать презентацию «Атмосфера земли – состав, строение и значение» в формате ppt
Учитывая требования ФГОС, актуального ныне второго поколения, разработка урока географии в 6 классе по теме «Атмосфера земли – состав, строение и значение» строится на технологии проблемного обучения школьников, осуществляя особый акцент на развитие мыслительной активности детей, их умения осуществлять совместный поиск необходимой информации, включаясь в сотрудничество с учителем.
Межпредметные связи удачно ложатся в последовательно и грамотно структурированный урок географии. Атмосфера земли, рассматривающаяся на занятии, тесным образом переплетается с природоведением и биологией. В ходе урока автором предложено множество вопросов с примерными ответами учащихся, что существенно упрощает подготовку к занятию.
На протяжении всего урока «Атмосфера земли» качественная и яркая презентация позволяет нагляднее продемонстрировать состав и значение слоев атмосферы земли. Предложена также самостоятельная работа по таблице.
Описание хода занятия — Атмосфера земли
На самом первом этапе занятия, следующем за организацией класса и приветствием учащихся, к изучению нового материала учитель приступает посредством определения темы урока и запланированных к реализации целей. Прежде чем перейти к демонстрации слайдов, ребятам предлагается загадка: «Мы обитаем на своеобразном дне океана, окружающего Землю, будто невидимым одеялом, оболочка которого называется …» (Ответ: атмосфера)
Догадавшись, что тема урока географии «Атмосфера земли», учащимся 6 класса предлагается перечислить свои идеи того, о чём именно предстоит узнать на занятии, сформулировав собственные варианты целей. Выслушав мнение школьников, на экране демонстрируются вопросы, на которые и предстоит им сегодня вместе дать ответы:
• Что принято именовать атмосферой Земли?
• Из чего состоит атмосфера Земли?
• Каково строение атмосферы?
• Какое значение играет атмосфера для Земли?
Определившись с постановкой целей и предстоящих вопросов, шестиклассникам предложено самим сформулировать определение понятия «атмосфера«. Выслушав различные его версии, следует выбрать наиболее подходящее, и записать определение в тетрадь. На данном этапе становится актуальным вспомнить, что термин «атмосфера» был предложен выдающимся русским учёным Михаилом Ломоносовым ещё в 1775 году.
Атмосфера Земли и другие оболочки планеты
Далее вспоминаем о других оболочках Земли, известных учащимся и ранее ими изученных. Просим дать определение понятиям «литосфера«, «гидросфера» в сопровождении очередного слайда презентации.
Рассматривая состав атмосферы, также рекомендуется спросить у школьников, что им известно по данному вопросу. Вероятно, что кто-то из ребят отметит состав атмосферы воздуха, как смеси газов, в число которых входят знакомые им кислород и углекислый газ. Кто-то может, вспомнит и об азоте. А вот каков состав атмосферы Земли в процентном содержании перечисленных газов нам поможет рассмотреть следующий слайд с диаграммой.
Рассказывая о кислороде, напоминаем, что он невидим, как и воздух в целом. И здесь постановка проблемного вопроса: «Как возможно доказать наличие кислорода в атмосфере?«. Школьники должны вспомнить, что без кислорода невозможно дыхание и горение.
Прежде чем указать процентное содержание кислорода в воздухе, учитель сообщает о проделанном еще в давние времена для этого опыте. Опыт описан в разработке, а суть его заключалась в замещении пятой части сосуда водой в результате горения фосфора в атмосфере воздуха. Это свидетельствовало о присутствии кислорода в атмосфере в объеме около 20%. Учитель уточняет, что доля кислорода в воздухе равна 21%.
Азот и углекислый газ в атмосфере Земли
Немного следует рассказать и об азоте, с которым ребята подробнее познакомятся на уроках химии. Работая с материалом учебника, учащиеся обнаруживают, что больше всего в воздухе по объёму приходится именно на азот — 78%. Можно привести некоторые известные свойства азота в жизнедеятельности живых существ.
Несмотря на очень малое количество углекислого газа в составе воздуха в количестве 1%, наводим учащихся на мысль, подтверждающую его присутствие в атмосфере. Вспомнив процесс фотосинтеза, школьники доказывают, к примеру, невозможность образования зеленых листьев растений без углекислого газа. Отмечаем и процессы его восполнения в атмосфере земли: дыхание, горение топлива, вулканические извержения и т.д.
Парниковый эффект был бы также невозможен, если бы наряду с водяным паром, углекислый газ не позволял бы сохранять тепло в атмосфере воздуха. Важнейшим примесям воздуха также уделяем внимание. Это, прежде всего, водяные пары и озон.
Ответить на вопрос о строении атмосферы земли, позволит выполнение самостоятельной работы учащимися в парах или группах с использованием материала учебника в процессе заполнения таблицы, предложенной на экране. На выполнение задания отводится пять минут. Перечисленные слои атмосферы необходимо охарактеризовать по следующим критериям: верхняя граница (указать в километрах), особенности температуры, наличие облаков и влаги, особенности воздуха. Для самопроверки по щелчку на слайде появляется таблица с верными характеристиками в ячейках.
Самостоятельная работа по вопросам об Атмосфере земли
Прежде чем приступить к закреплению изученного материала, автор разработки рекомендует продолжить самостоятельную работу в группах, каждая из которых получит свой блок вопросов, приведённых в конспекте урока (можете скачать в начале статьи). Таких блоков всего шесть, что позволит работать шести группам по собственному перечню вопросов. Свои ответы каждая группа может зачитать всему классу.
А в заключение предлагаем вопросы для закрепления:
• Какой газ в воздухе находится в большем количестве? (Азот)
• Без какого газа атмосферы был бы невозможен процесс фотосинтеза? (Углекислый газ)
• Отчего озоновые дыры считаются опасным явлением? (Из-за опасных для жизни лучей ультрафиолета)
• Какой газ, входящий в состав атмосферы воздуха, необходим для дыхания, гниения и горения? (Кислород)
• Как принято называть атмосферный слой, в котором мы живём? (Тропосфера)
• С какой целью для полёта в атмосферном слое стратосфере помимо горючего запасаются ещё и кислородом в баллонах? (Воздух в стратосфере разреженный, и топливо без дополнительной порции кислорода не горит)
Скачать подробную разработку урока географии «Атмосфера земли – состав, строение и значение» для 6 класса можно вместе с презентацией в начале статьи. Ниже в плеере доступна презентация для просмотра ↓
Скачать презентацию «Атмосфера земли – состав, строение и значение»