Железо и его соединения – конспект и презентация к уроку по химии

Железо и его соединения – конспект и презентация к уроку по химии

Скачать методическую разработку «Железо и его соединения» урока химии в формате doc

Скачать презентацию «Железо и его соединения» к уроку химии в формате ppt

Железо и его соединенияК уроку по химии в 9 классе на тему «Железо и его соединения» предлагаем на страницах Школьного портала интересную и качественную методическую разработку, а также наглядную презентацию, которая позволит доступнее преподнести материал урока и сделать процесс познания интереснее и эффективнее.

Материал занятия позволяет продолжить формирование у обучающихся некоторых специальных понятий дисциплины:
• умение давать характеристику строению атома;
• производить запись уравнений, которые характеризуют химические свойства, как самого железа, так и его соединений;
• составлять запись электронного баланса, указывая при этом восстановитель и окислитель.

Кроме образовательной составляющей, формируются у школьников и общеучебные навыки и умения:
• умение давать ответы на известные учащимся вопросы, как в устном, так и в письменном виде;
• умение поддерживать диалог и вести монологическую речь;
• умение соблюдать технику безопасности, действовать по определённому алгоритму, инструкции.

Железо и его соединения – описание хода занятия

Железо и его соединения-1Познакомившись с темой урока на первом слайде презентации, сообщаем учащимся о происхождении и переводе с латинского названия химического элемента железа. Так, ferrum значит — твёрдый (fers), а на языке санскритском переводится как «меч«.

Автор разработки предлагает провести основную часть урока в форме семинара, к которому предстоит предварительная подготовка учащихся по вопросам раздаточного материала (Приложение 1):

Задания к уроку-семинару о железе и его соединениях

Задание 1. Составьте схематическую электронно-графическую запись формулы атома железа. Отметьте, какие электроны являются валентными. Укажите степени окисления, характерные для железа в его соединениях. Запишите формулы оксидов и гидроксидов, где железо проявляет эти степени окисления.

Задание 2. Расскажите, в каком состоянии можно встретить в природе железо? Перечислите важнейшие известные вам природные соединения железа.

Задание 3. Опишите физические свойства, характерные для железа, как металла.

Задание 4. Какие простые вещества способны вступать во взаимодействие с железом, и напишите протекающие уравнения реакций. Назовите вещества, образуемые в результате этих реакций. Объясните, что такое ржавчина (коррозия металла) и опишите процесс её образования.

Задание 5. Перечислите, с какими сложными соединениями способно реагировать железо? Запишите уравнения протекающих реакций и укажите названия образующихся продуктов.

Задание 6. Назовите образуемые железом гидроксиды, указав характер их кислотно-основный. Для гидроксидов со степенью окисления железа +2 и +3 напишите характерные реакции взаимодействия с кислотой и с щелочью.

Задание 7. Из-за чего с течением времени гидроксид железа (II) приобретает бурую окраску?

Задание 8. Запишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций, являющихся качественными для ионов Fe+2 и Fe+3.

Задание 9. Охарактеризуйте железо и его соединения с точки зрения биологической роли, которую они играют для животных, в том числе — для человека.

Межпредметные связи темы Железо и его соединения 

Каждое из предложенных классу заданий подробно разбирается в сопровождении слайдов презентации «Железо и его соединения», которые дополняют учащиеся своими сообщениями и записью уравнений реакций на доске.

В целом занятие насыщено межпредметными связями с физикой, биологией и другими дисциплинами школьного курса. Так, ребята узнают о биогенности железа, как химического элемента, поскольку он включён в состав таких известных соединений в организме, как гемоглобин, ферменты, железо-белковые комплексы селезёнки и печени.

Основными источниками железа для животных и человека являются такие продукты, как: овощи зелёные, горошек зелёный, яблоки, груши, сырые томаты, желток яичный, земляника, печень, сухофрукты, чеснок и капуста.

Тестирование и подведение итогов знакомства с железом и его соединениями

Железо и его соединения-2Перечислив хорошо знакомые продукты богатые железом, ребятам интересно будет пройти тест на вопросы Приложения 2:

• Чувствуете ли вы себя часто подавленными, усталыми?
• В последнее время вы теряли ли много крови?
• Наблюдались ли у вас изменения цвета ногтей, волос и кожи в последнее время?
• Вы едите мясные продукты редко или не едите совсем?
• Мало ли вы едите овощей?
• Вы выпиваете в день более трёх стаканов чая или чашек кофе?

Подвести результаты тестирования и сделать выводы можно самим ребятам. Для этого учитель сообщает, что, в случае, если на большее количество вопрос были даны ответы «нет«, тогда организм можно в достаточной степени считать обеспеченным железом.

На следующем этапе урока «Железо и его соединения» применяем знания, умения и навыки, полученные при разборе заданий, и выполняем упражнения следующего характера:
Упражнение 1. К цепочке превращений составьте уравнения реакций:

Железо и его соединения-4

Упражнение 2. Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса, которые протекают по таким схемам:

Железо и его соединения-3

После выполнения упражнений, подводятся итоги урока химии и выставляются оценки. Подробную методическую разработку урока по химии для 9 класса и презентацию на тему «Железо и его соединения» можно скачать в начале статьи.

Скачать презентацию «Железо и его соединения»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий