Задачи на совместную работу – урок математики в 5 классе

Скачать разработку урока математики «Задачи на совместную работу» в формате doc

Скачать презентацию к уроку математики «Задачи на совместную работу» в формате ppt

Задачи на совместную работуДанная методическая разработка, предложенная на Школьном портале, включает план-конспект для организации занятия по математике в 5 классе «Задачи на совместную работу», приложения к уроку для распечатки, а также наглядную презентацию, которая позволит сделать урок ярче и эффективнее.

К моменту проведения урока по данной теме, ребята уже должны знать базовые понятия: работа, производительность, время работы. Кроме того, уметь связывать эти показатели между собой формулой, когда работа принимается за 1. Еще школьники должны уметь находить личную, а также совместную производительность и время.

Автором разработки предложен лист самооценки (так называемый «маршрутный лист»), который учащиеся заполняют в течение всего урока. Материал занятия позволяет развивать логическое мышление, умение осуществлять контроль над собственными действиями, развить кругозор учащихся и культуру их речи.

Описание хода занятия – Задачи на совместную работу

Задачи на совместную работу-1Учитель сообщает классу о том, что на уроке будет продолжено решение различных задач на совместную работу. Знакомит с маршрутным листом и задает вопросы в рамках актуализации опорных знаний:
Какие величины применяются в процессе решения задач на совместную работу?
 Каким образом данные величины связаны между собой?
 Дайте определение производительности работы.
 Возможно ли сравнение производительности и, что подобное сравнение характеризует?

На следующем этапе классу демонстрируется условие задачи на экране и задается вопрос: – По какой причине данную задачу допустимо отнести к рассматриваемым сегодня на уроке задачам на работу?

Речь идет о задаче на сравнение производительности, где набор текста представляет собой работу, которая выражается натуральным числом.

Задача 1. Оля и Вера набирали Саше поздравительные SMS-ки с Днем рождения. Оле удается набирать 35 слов в течение одной минуты, а Вера способна набрать в течение 4 минут 24 слова. Сообщение Веры составило 30 слов поздравления, а у Оли – 20 слов. Поздравление, какой из девочек именинница получит первым? (Ответ: поздравление Оли)

Анализируя условие данной задачи, ребята обращают внимание на то, что все исходные данные в ней различные. В связи, с чем приходилось использовать различные работы, которые выполняли девочки.

Тестовые задачи на совместную работу

На этом этапе актуален вопрос учителя: – Каким образом возможно нахождение времени общей работы, когда известны время работы всех участников?

Для ответа на данный вопрос, ребятам предложены несложные задачки в тестовой форме:

1) За 5 дней мама успевает связать 15 пар носков, а бабушка столько же за 3 дня. Какое количество пар носков свяжут мама и бабушка вместе за 7 дней? (130 пар, 112 пар, 56 пар, другой ответ)

2) За 17 часов опытный рабочий способен выполнить заказ полностью. Такой же заказ за 34 часа выполняет ученик. Какую часть подобного заказа сумеют выполнить рабочий и ученик за час, выполняя работу одновременно? (3/34, 1/34, 1/50, другой ответ)

3) Петя может прополоть за 8 ч. – 3 грядки, Вася за 7 ч. – 4 грядки, Коля за 5 ч. – 6 грядок, а Лена за 4 ч. – 5 грядок. Вычислите, кто из ребят работает быстрее? (Коля, Вася, Лена, Петя)

После завершения теста, полученные ответы учащихся сверяются с верными на слайде презентации.

Проблемная ситуация в задачах на совместную работу

Учитель формулирует проблемную ситуацию: «Всегда ли необходимо складывать производительность всех участников для нахождения совместной их производительности?«. А разрешить проблемную ситуацию позволят рассуждения при решении еще одной задачи на совместную работу:

Задача 2. Через первую трубу можно полностью наполнить бассейн за 7 часов. Через вторую трубу можно этот же бассейн опустошить за 8 часов. Сколько времени потребуется для наполнения бассейна при открытии обоих труб? (Ответ: через 56 часов)

Учитель также обращает внимание пятиклассников на то, что при смене данных местами, данная задача решена не будет, поскольку бассейн никак не заполнится. Следующая задача на совместную работу позволит найти общее время, за которое выполняется только часть задания:

Задача 3. Двумя трубами за 54 минуты в результате их совместной работы бассейн можно наполнить на 3/4. Через одну из труб этот же бассейн можно наполнить за 2 ч. Какое время потребуется для наполнения данного бассейна при работе лишь второй трубы? (Ответ: за 3 часа)

В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки учащимся с учетом заполненной ими информации на маршрутных листах. Подробный конспект занятия «Задачи на совместную работу» и презентацию к уроку по математики в 5 классе можно скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Задачи на совместную работу»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий