Химический состав клетки – неорганические вещества. Урок биологии

Химический состав клетки – неорганические вещества. Урок биологии

Скачать методическую разработку «Химический состав клетки – неорганические вещества» к уроку биологии в формате doc

Скачать презентацию к уроку биологии «Химический состав клетки – неорганические вещества» в формате ppt

Химический состав клеткиЦелевая аудитория предложенной Школьным порталом методической разработки — 9 класс. Урок биологии на тему «Химический состав клетки – неорганические вещества» сопровождается наглядной презентацией и проводится, как урок изучения новых знаний при первичном их закреплении.

На данном уроке изучается химический состав клетки, а также выявляется роль неорганических соединений. Учащимся показывается многообразие соединений и химических элементов, что входят в состав клетки. Кроме того, выясняют какое значение, играют неорганические соединения в процессах жизнедеятельности клетки.

Материал занятия позволяет продолжить учителю формирование научно-материалистического восприятия окружающего нас мира, а также ответственного отношения в решении полученных заданий.

Химический состав клетки – описание хода урока

Химический состав клетки-2Сообщение темы урока «Химический состав клетки – неорганические соединения» сопровождается постановкой перед классом целей, которые предстоит реализовать в ходе данного занятия учащимся 9-го класса. Прежде всего, это изучение химического состава клетки и выявление роли неорганических соединений, как в отдельно взятой клетке, так и в живом организме в целом.

В ходе демонстрации слайдов презентации ребята мотивируются на учебную деятельность. Им сообщается, что в состав живой клетки включены, по большому счёту, все почти элементы из таблицы Менделеева Д.И. А роль каждого из этих элементов на сегодняшний день выяснена ещё не до конца.

Переход к изучению нового материала осуществляется с задания проблемного вопроса: — О чём может говорить наличие в составе клетки более восьмидесяти разных химических элементов, встречающихся также в окружающих нас объектах неживой природы. Вместе с учениками необходимо придти к выводу, что данное обстоятельство доказывает и подчёркивает общность неживой и живой природы.

Две группы веществ в составе клетки

При помощи схемы на следующем слайде обращаем внимание школьников на деление всего многообразия химических соединений, что содержатся в живых организмах, на две большие группы: неорганические и органические вещества. В свою очередь, органические соединения объединяют в одну группу следующие классы веществ: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые и органические кислоты. А неорганические соединения делятся на следующие: вода, минеральные соли, газы, макроэлементы и микроэлементы.

Комментируя структурные звенья схемы, отмечается и то, что наибольшее количество вещества в клетке приходится на воду — 75-85%. Необходимо здесь подчеркнуть особую роль воды в клетке и перечислить важнейшие из функций, что она выполняет в клетке:
• является внутренней средой клетки;
• определяет упругость и объем;
• выступает в качестве регулятора кислотности и тепла в клетке;
• является средой, где протекают биохимические реакции клетки;
• представляет собой универсальный растворитель.

Рационально вспомнить с учащимися строение молекулы воды, о котором им известно из курса химии 8 класса. Что касается солей, то они присутствуют в клетке исключительно в форме ионных соединений, а значит, представлены продиссоциированными под действием полярных молекул воды катионами некоторых металлов и анионами соответствующих кислотных остатков.

Роль ионов, входящих в химический состав клетки

Наиболее важными для протекающих в клетке процессов жизнедеятельности являются следующие ионы:
• катионы: K+, Na+, Ca2+, Mg2+;
• анионы: H2PO4, Cl, HCO3.
Снова озадачим ребят вопросом: — На что влияют перечисленные катионы и анионы, находящиеся в клетке?

Используя материал учебника, обнаруживаем, что катионы отвечают за обеспечение одного из важнейших свойств любого живого организма — это раздражимость. Кроме того, катионы способствуют и сцеплению различных клеток между собой. Указанная же группа анионов позволяет обеспечить необходимую буферность, то есть поддерживать содержимое клетки на постоянном уровне слабощелочной среды.

На следующем этапе урока необходимо проанализировать содержание важнейших химических элементов в продуктах питания, поскольку именно с ними в клетки и поступает большое количество минеральных элементов. Учащиеся заполняют таблицу, которая затем сравнивается с таблицей на экране.

Так, кальций в оптимальных количествах содержится в молочных и рыбных продуктах питания. Хлор поступает в организм с молоком, мясом, яйцами и поваренной солью. Железо получают клетки из злаков, мяса и орехов. Для фтора — это рыба и чай, а для калия — фрукты, злаки и молоко.

Заключительный этап урока о химическом составе клетки

Химический состав клетки-1Теперь можно сделать выводы и подвести итога урока биологии. Еще раз вспомнить о двух классах веществ, входящих в состав клетки. О том, что больше всего в клетке воды. А также о важнейших функциях, которые выполняют минеральные вещества в клетках всех живых организмов.

Подробную методическую разработку и презентацию «Химический состав клетки – неорганические вещества» можете скачать перед статьей, а ниже в плеере просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Химический состав клетки – неорганические вещества»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий

  1. Антон

    Состав клетки для школьного курса представлен очень занимательно

  2. Виталина Онисина

    Скачала и план-конспект и презентацию. Даже не понадобилось вносить каких-либо изменений. Все оставила кроме титульного слайда, неудобно перед детьми чужое авторство презентации демонстрировать.

  3. Чуркина Алефтина

    Подобные презентации с подробными сценариями позволяют сделать из урока по-истине увлекательное путешествие в мир науки и знаний. Спасибо автору разработки