Видоизменения побегов – конспект и презентация к уроку биологии

Видоизменения побегов – конспект и презентация к уроку биологии

Скачать методическую разработку «Видоизменения побегов» к уроку биологии в формате doc

Скачать презентацию «Видоизменения побегов» к уроку биологии в формате ppt

Видоизменения побеговМетодическая разработка по биологии на тему «Видоизменения побегов», предложенная Школьным порталом, рекомендуется к проведению занятия в 6 классе с использованием ИКТ. Презентация к уроку позволяет нагляднее продемонстрировать учащимся строение видоизменённых побегов, как наземных, так и подземных.

Во время занятия учитель вместе с классом рассмотрит строение корневища, луковицы, клубня, установят черты сходства видоизменённых подземных побегов с побегами надземными. Продолжается формирование и развитие навыков работы школьников с живыми объектами, а также наглядными пособиями. Из живых объектов на уроке необходимо подготовить для изучения клубни картофеля, корневище сансевьеры, а также луковицу обычного репчатого лука.

Решаются в ходе урока «Видоизменения побегов» и другие задачи:
• развитие умения делать обобщение, анализ и сравнение;
• формирование у обучающихся научного мировоззрения на базе восприятия особенностей окружающего мира.

Видоизменения побегов – описание хода занятия

Видоизменения побегов-1В ходе организационного момента учащихся настраивает учитель на исследовательскую деятельность, приступая к введению в тему, используя символический «чёрный ящик«. Отгадать, что находится в чёрном ящике, необходимо учащимся при помощи разгадок на загадки, демонстрируемые на слайде презентации «Видоизменения побегов». Ответы появляются в форме картинок: лук, картофель, корневище.

Учитель показывает классу живые объекты «чёрного ящика«: луковица репчатого лука, клубень картофеля и корневище сансевьеры. Учащихся просят назвать одним словом все указанные объекты. Следующий блок загадок, также в сопровождении слайдов, позволит определить слово, обобщающее все объекты чёрного ящика. Для этого необходимо будет соединить первые буквы ответов на загадки: подсолнух, одуванчик, берёза, ель, георгин. Откуда и получаем слово «побег» — объект исследования на данном уроке биологии «Видоизменения побегов«.

Проверка знаний учащихся на уроке о видоизменении побегов

На следующем этапе урока биологии «Видоизменения побегов» учащимся фронтально задаются вопросы:
• Что называют побегом? (Побегом называют стебель с почками и листьями)
• Какую роль выполняет стебель? (Главная функция стебля — это передвижение питательных веществ)
• Как называются ткани, по которым осуществляется передвижение веществ в стебле? (Ткани называются проводящими)
• Назовите, чем представлены у стебля проводящие ткани? (Древесиной и лубом)

• Перечислите знакомые вам вегетативные органы у растений. (Почки, листья, стебель)
• Возможно ли назвать побегами находившиеся в черном ящике живые объекты? (Учащиеся затрудняются ответить)
• Какими органами являются эти объекты — корнями или побегами? (Ответы учащихся разделяются)
• Каким образом мы сможем доказать, что луковица, клубень и корневище являются побегами? (Требуется для этого изучение строения данных органов растений)

Изучение новой темы о видоизменениях побегов

К изучению новой темы на уроке биологии в 6 классе по теме «Видоизменения побегов» приступают учащиеся, вооружившись инструктивной картой, которую учитель готовит в качестве раздаточного материала (Приложение 1). Выполняя самостоятельную работу в парах, учащиеся оформляют её в тетрадях.

В инструктивных картах подробно описан ход работы, которую нужно проделать школьникам для изучения объектов. Учащиеся работают с текстами учебника разделов: «Корневище«, «Клубень«, «Луковица«. Зарисовывают и подписывают части клубня картофеля, корневища сансевьеры и луковицы репчатого лука. У каждого из предложенных побегов ребята находят характерные составляющие:

• у корневища — стебель, придаточные корни, листья чешуевидные и почки;
• у клубня — почки (глазки), стебель, следы от листьев не развившихся;
• у луковицы — стебель (донце), придаточные корни, почки, а также видоизменённые листья.

По окончанию самостоятельного исследования побегов, вместе с учащимися анализируем выводы:
• корневище, клубень и луковица являются побегами;
• в отличие от привычных наземных, эти побеги растут под землёй;
• правильно называть такие побеги видоизмененными.

Работа с тестами про видоизменения побегов

Видоизменения побегов-2В заключение занятия организуется обобщение и выполняется тест на закрепление изученного материала по вариантам (Приложение 2). Первому варианту предстоит ответить на тестовые задания, суть которых заключается в следующих вопросах:

• В каких частях картофеля запасается крахмал?
• Чем отличается корневище от корня?
• Наличие каких частей у клубня позволяет причислить его к побегу?
• Где в луковице накапливаются запасные питательные вещества?
• Что называют столоном?

Вопросы для тестирования учащихся второго варианта:
• Из каких частей состоит побег?
• Для каких из перечисленных растений характерно корневище?
• Чем отличается луковица от клубня?
• Как называется побег у картофеля, формируются на котором клубни?
• Чем является клубень картофеля?

А завершается урок биологии традиционной рефлексией, вопросы к которой также приведены в методической разработке «Видоизменения побегов», которую можно скачать вместе с презентацией к занятию в начале данной статьи.

Скачать презентацию по биологии «Видоизменения побегов»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий