Употребление имен существительных в речи – урок русского языка

Скачать разработку урока «Употребление имен существительных в речи» в формате docx

Скачать презентацию «Употребление имен существительных в речи» в формате pptx

Употребление имен существительных в речиДля 6 класса на Школьном портале появилась качественная разработка урока русского языка и достаточно интересная презентация по теме «Употребление имен существительных в речи». На первом занятии по указанной теме ребята знакомятся с метафорой, а также участвуют в отработке орфоэпии.

Изо дня в день мы употребляем в собственной речи разнообразные имена существительные. Однако лишь в школьном курсе на уроках русского языка приходится впервые задуматься, какова роль употребляемых нами существительных в речи. Ученикам 6 класса предстоит научиться применять существительные в своей речи, как устной, так и письменной, для придания ей точности, выразительности, а также информативности.

Продолжая отработку орфографической грамотности, школьники учатся анализировать текст, определять специфику применения слов не в обычном прямом, а в переносном значении. Далее подробнее расскажем о ходе самого урока.

Описание хода занятия об употреблении имен существительных

Употребление имен существительных в речи-1Учитель начинает организационную часть урока с мотивации учебной деятельности школьников. И прежде чем познакомить с темой урока, актуализирует знания шестиклассников, чтобы они смогли сами поставить цели и сформулировать тему.

Прослушав небольшое стихотворение о «главной части речи», ребята догадываются, что речь идет про имя существительное. На слайде представлен небольшой рассказ об этой части речи с пропущенными опорными словами, которые ученики должны вставить по смыслу.

На следующем слайде приведен список различных слов, из которых классу предстоит выбрать существительные и выписать их в тетрадь, вставляя при этом недостающие буквы и вспоминая орфограммы, что следует использовать для правописания слов. Выписываются следующие существительные: помощник, ключик, расходы, местность, объединение и растение.

Завершает этап актуализации выразительное чтение отрывка стихотворения и нахождение в нем существительных. В отрывке обучающиеся узнают стихотворение Лермонтова, уже знакомое им из школьного курса литературы «Парус».

Новые знания об употреблении имен существительных в речи

Чтобы понять значимость и роль существительных в речи, в приведенном отрывке стихотворения учитель предлагает убрать все найденные слова. Ребята приходят к выводу, что с удалением из отрывка существительных, текст потерял смысл.

На этапе первичного усвоения нового материала знакомство с существительными продолжается. На этот раз выразительно читается отрывок стихотворения Фета, название которого повторяет первые его строчки – «Шёпот, робкое дыханье…».

Работая в группах, ребята подсчитывают в прочитанном отрывке количество существительных, прилагательных, союзов, а также предлогов. Выводом проделанной работы становится понимание учащимися, что существительные человек употребляет в речи довольно часто.

После небольшой подвижной физминутки ребята получают листочки со словами, которые можно прочесть неодинаково в зависимости от того, куда поместить ударение (например: жалюзи, каталог и т.д.). Здесь и возникает необходимость знакомства класса с разделом русского языка, именуемым орфоэпией. Со слайда читается краткая характеристика данного раздела языка и сообщается об орфоэпических словарях.

Закрепление знаний об употреблении имен существительных

Употребление имен существительных в речи-2Для лучшего понимания значимости применения существительных в нашей речи предлагается сравнить два предложения, демонстрируемых на слайде. В обоих случаях употребляется слово «медь». Однако в первом предложении оно обозначает металл, а во втором – цвет. Класс подводят к выводу о прямом и переносном смыслах употребляемых в речи слов.

На этом этапе выполняется задание в игровой форме. К названому учителем словосочетанию, содержащем существительное, ученики 6 класса придумывают другое словосочетание, но в переносном значении передающее смысл первого. В помощь классу демонстрируются на экране изображения возможных переносного смысла словосочетаний.

Также в завершение урока вспоминается, что означает метафора. Читается определение этого понятия, и находятся метафоры в тексте. Итоги урока подводятся обобщением и беседой по вопросам рефлексии, приведенным на экране. Подробный опорный конспект по русскому языку вместе с наглядной презентацией по теме занятия «Употребление имен существительных в речи» скачать можно в начале статьи.

Скачать презентацию «Употребление имен существительных»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий