Найти на сайте

Свойства полимеров – урок химии в 11 классе



Свойства полимеров – урок химии с презентацией в 11 классе

Скачать методическую разработку «Свойства полимеров» урока химии в формате doc

Скачать презентацию к уроку химии «Свойства полимеров» в формате ppt

Свойства полимеровНа уроке по химии в 11 классе по УМК Габриеляна О.С. по теме «Полимеры. Свойства полимеров» применяются различные формы работы учащихся: групповая, индивидуальная. Автором разработки рекомендованы педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технология с применением активных методов обучения.

Свойства полимеров, описываемые на уроке по химии, предложенном на Школьном портале, изучаются в сопровождении наглядной и информативной презентации. Затрагиваются на занятии такие понятия: полимер, степень полимеризации, мономер, виды классификации полимеров, структурное звено, способы получения полимеров.

Цели и задачи урока химии «Полимеры. Свойства полимеров»:
• создать необходимые условия для усвоения главных характеристик полимеров (физические свойства, состав, практическое значение полимеров, классификация);
• продолжить формирование умений анализировать, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;
• развивать чувства ответственности за возложенные обязанности и поручения;
• воспитывать навыки работы в коллективе, навыки товарищеской взаимопомощи.

Свойства полимеров – описание хода занятия

Свойства полимеров-2В процессе организации класса и мотивации школьников к участию в познавательной деятельности, учителем приводятся интересные факты и некоторые исторические события, связанные с синтезом и изучением свойств полимеров в мире, и в нашей стране в частности.

Так, начало 20-го века, помимо всего прочего, ознаменовалось также и внедрением технологии промышленного производства полимеров учёными химиками. В этом же веке и были синтезированы большинство известных сегодня полимеров.

Всё большее значение в развитии практически всех отраслей сельского хозяйства, медицины, промышленности и транспорта, приобретают сегодня полимеры, являясь одним из важнейших факторов ускорения в нашей стране научно-технического прогресса. От того, одной из целей урока и является: запомнить различные способы синтезирования полимеров, их классификацию, а также исходя из формулы мономера, определять способ получения самого полимера.

Работа в группах по изучению свойств полимров

На этапе целеполагания учащимся предлагаются карточки различных цветов: красные — с основными понятиями темы; белые — с определениями. Требуется сопоставить понятие с характеризующим его определением. Работу осуществляем в группах, которые должны придти к следующим определениям:

• полимеры — это соединения, в которых молекулы состоят из огромного числа повторяющихся групп атомов, а также с большой молекулярной массой;
• мономеры — это вещества низкомолекулярные (небольшое число атомов), образующие полимеры;
• степень полимеризации — это число элементарных звеньев (мономеров) в молекуле полимера;
• структурное звено — это группа атомов, повторяющаяся в полимере.

Данные определения должны найти отражение в уравнении, демонстрируемом на экране:

n CH2=CH2 → (-CH2–CH2-)n

Здесь ребята закрепляют необходимые понятия: мономера, полимера, структурного звена и степени полимеризации.


Обращаем внимание школьников на то, что полимеры имеют и иные названия. К примеру, высокомолекулярные соединения — ВМС. Ребятам предлагается объяснить смысл данного названия полимеров. А в следующем задании находим молекулярную массу полиэтилена, имеющего формулу (-СН2-СН2-)n.

Здесь, учитывая степень полимеризации полиэтилена, и вычислив молекулярную массу структурного звена — мономера, находим значение молекулярной массы полиэтилена: Mr = 28n. В полученном значении, n — переменная величина, поэтому и реальное значение массы полимера будет различным.

Свойства полимеров: полимеризация и поликонденсация

На следующем этапе усвоения новых знаний, изучаются способы получения полимеров. В сопровождении слайдов презентации школьники знакомятся с полимеризацией и поликонденсацией. К таблице на экране задаётся вопросы проблемного характера:

• Каким должно быть строение мономера, который вступает в реакцию полимеризации? (Мономеры должны состоять из молекул непредельных соединений, которые содержат тройные или двойные связи)
Свойства полимеров-1• К какому типу относится реакция полимеризации? (Реакция присоединения)
• Какое строение должно быть у молекул мономеров, которые вступают в реакцию поликонденсации? (В реакцию поликонденсации способны вступать такие соединения, которые имеют от двух и более функциональных групп, способные к взаимодействию)
• К какому типу можно отнести реакцию поликонденсации? (Реакция замещения)

Ещё один блок заданий, на этот раз в тестовой форме, получают учащиеся в ходе первичной проверки понимания новых знаний. Задания изображены на экране. Здесь мы приведём только формулировки вопросов:

• Отметьте вещества, которые возможно использовать как мономер в реакции полимеризации.
• Какие из перечисленных соединений возможно использовать как мономер в реакции поликонденсации?
• Укажите формулу мономера, использованного при синтезе следующего полимера:

Свойства полимеров-3

• Укажите формулу мономера, в результате реакции полимеризации которого образовались макромолекулы такого строения:

... -CH2-CCl=CH-CH2-CH2-CCl=CH-CH2— ...

• Определите приведённые химические реакции синтеза полимеров, соотнеся их к реакциям полимеризации или поликонденсации.

В заключение урока химии «Полимеры. Свойства полимеров» вспоминаем классификацию полимеров: синтетические, природные и другие. Подробную разработку урока и презентацию к нему «Полимеры. Свойства полимеров» можете скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию к уроку химии «Свойства полимеров»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>