Страна восходящего солнца – Япония. Конспект и презентация к уроку географии

Страна восходящего солнца Япония. Урок географии

Скачать разработку урока географии «Страна восходящего солнца – Япония» в формате doc

Скачать презентацию «Страна восходящего солнца – Япония» в формате ppt

Страна восходящего солнцаНа уроке по географии в 10 классе по теме «Страна восходящего солнца – Япония», разработка которого предложена на Школьном портале, учащиеся усвоят знания об особенностях и основных чертах экономико-географического положения (ЭГП) Японии, сырьевых и природных ее ресурсах. Будут проанализированы проблемы, с которыми сталкивается регион в процессе использования собственной территории.

В ходе изучения национального состава и специфики размещения населения Японии, школьники выявят тенденции социально-экономического развития государства. Знакомство с темой «Страна восходящего солнца – Япония», позволяет продолжить развитие у ребят умения характеризовать страну с точки зрения ее экономико-географической составляющей, пользуясь при этом разнообразными источниками информации.

Описание хода занятия «Страна восходящего солнца Япония»

Страна восходящего солнца-1Занятие начинается с традиционной организации класса и сообщения темы урока географии. Ребята знакомятся с целями, которые демонстрируются на экране. А актуализацию знаний автор разработки рекомендует начать с сообщения учащимся, почему страну, о которой пойдет речь на занятии, именуют весьма необычно – «Страна наоборот».

Из элементов противоречий, к примеру, с европейскими странами, отмечаем следующие: пальто подает женщина, пищу едят палочками, руль в автомобиле расположен с правой стороны, спать принято на полу, мода на бесхвостых кошек, траурным цветом является белый.

В качестве познавательной задачи перед учащимися формулируется такая постановка: географическое положение, ресурсы и природно-климатические условия.

К решению познавательной задачи учитель приступает с рассказа о значении древнего названия страны восходящего солнца – Ямато, значение которого – «путь гор». По атласу ребята обнаруживают связь древнего названия Японии с его происхождением. Япония – горная страна, а потому и ее жители поклоняются горам, что ассоциируются у них с олицетворением невидимой божественной силы.

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенной на четырех больших островах – Сикоку, Хоккайдо, Хонсю, а также Кюсю, но, кроме того, на очень мелких островах, число которых насчитывает около 4 тысяч.

Символика и ЭГП страны восходящего солнца

Сами японцы именуют собственное государство, как «Страна восходящего солнца». Отсюда и происхождение символики Японии: круг красного цвета на белом фоне японского флага – солнце, хризантема круглой формы на гербе страны – тоже символизирует солнце.

Существенным недостатком экономико-географического положения Японии является скудность запасов полезных ископаемых, чего не скажешь о многочисленных лесах и реках.

Класс приходит к выводу, что Япония – страна, расположенная на многочисленных островах в тайфуно- и сейсмоопасной зоне, мало обеспечена минеральными ресурсами.

От решения одной познавательной задачи переходим к постановке следующей: население Японии. Речь пойдет об однонациональном составе страны, численность японцев в которой составляет около 99%. Менее процента приходится на жителей китайцев и корейцев по национальности. Средняя плотность населения в данном регионе исчисляется 350 человеками на квадратный километр.

Отличительной чертой страны восходящего солнца является высокая урбанизация, когда на городских жителей приходится около 80% всего населения Японии. Высокой считается и средняя продолжительность жизни японцев: у женщин – это 85 лет, у мужчин – 80 лет.

Религии и культура в стране восходящего солнца

Обращаем внимание учащихся на две главенствующие религии страны восходящего солнца – буддизм и синтоизм. Причем японцы в основной своей массе исповедуют обе указанные религии, разделившие между собой существующие сферы влияния.

Япония, кроме всего прочего, отличается высокой культурой и грамотностью населения, где воспитанию, а также обучению детей отводится особое внимание с раннего возраста. Здесь учащиеся могут зачитать подготовленные ими сообщения о традициях почитания старших, о национальном кимоно, об особенностях японской кухни, о традициях чайной церемонии, бонсаи и икебане.

Все сообщения сопровождаются слайдами презентации, ярко и наглядно демонстрирующей культуру и традиции страны восходящего солнца – Японии. А на следующем этапе: очередная познавательная задача о стабильности и динамичности японской экономики, несмотря на скудность полезных ископаемых и, связанной с этим, необходимостью импорта минерального сырья. Однако ребята приходят к выводу, что агроклиматические ресурсы дают возможность населению данного региона дважды за год собирать урожай.

Завершение урока о стране восходящего солнца Японии

А в заключение классу предлагаются вопросы на закрепление:
• Каким образом природные ресурсы оказывают влияние на развитие сельского хозяйства, а также промышленности Японии?
• Какова причина интенсивного роста экономики Японии по окончании Второй мировой?
• Какое влияние оказала НТР на размещение и специфику промышленности страны восходящего солнца?
• Как можно объяснить высокий порог продолжительности жизни японцев?

На этом подводятся итоги урока, выставляются и комментируются оценки, дается задание на дом. Подробную разработку урока географии в 10 классе по теме «Страна восходящего солнца – Япония» можете скачать вместе с наглядной и качественной презентацией в начале статьи, а слайды просмотреть ниже в плеере ↓

Скачать презентацию «Страна восходящего солнца Япония»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий