Способы выражения подлежащего – конспект и презентация по русскому языку

Скачать план-конспект урока «Способы выражения подлежащего» в формате docx

Скачать презентацию к уроку «Способы выражения подлежащего» в формате pptx

Способы выражения подлежащегоДостаточно подробная и интересная разработка урока представлена вниманию посетителей Школьного портала по предмету русский язык и словесность. На занятии изучения новых знаний по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» материал основан на творчестве и биографических данных И.А. Бунина.

Литературный материал позволяет применить разные методы активизации познавательной деятельности школьников. Красота языка на уроке, его необъятные возможности постигаются учениками 8 класса через стихотворные строки этого выдающегося писателя про осень.

Подобное обращение к фольклору создает благоприятную обстановку для формирования у ребят культуроведческой компетенции. Весь теоретический материал занятия представлен в опорном конспекте, а наглядная презентация придает необходимую творческую атмосферу в ходе изучения новой темы.

Описание хода занятия о способах выражения подлежащего

Способы выражения подлежащего-1Урок начинается со вступительного слова учителя, рассказывающего о русском языке, как о достоянии национальном, который нуждается в заботе, защите, а также во внимании. Об этом говорил еще русский поэт В.Луговской, чьи слова цитируются учителем. Приводится и цитата Н. Карамзина о значении и роли русского языка.

Однако красной нитью сквозь все занятие предлагается пронести слова И.А. Бунина о бессмертном даре – речи, которые записаны на доске в форме эпиграфа. От формулировки эпиграфа учитель переходит к целевой установке, знакомя учащихся с тем, что предполагается им узнать и чему научиться на этом уроке русского языка.

Призывая прикоснуться к творчеству писателя, школьники должны будут научиться отыскивать грамматическую основу предложения, подлежащее, а также определять его состав. Актуализация знаний происходит посредством фронтального опроса и повторения основных теоретических положений:

 Назовите единицу синтаксиса.
 В каком разделе лингвистики проводится нами сейчас работа?
 В чем отличие отдельного словосочетания от целого предложения?

Повторение известного о способах выражения подлежащего

Работа по изучению нового материала начинается с ознакомления класса с содержанием стенда, макет которого описан в разработке урока. Внимание класса обращается на портрет писателя И.А. Бунина, которому дается учителем характеристика, рассказывается о том, что именно он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

Ознакомившись с содержанием стенда, ребята получают индивидуальные задания:
 Какую новую информацию вы получили?
 Расскажите о Бунине, используя образные определения.
 Как именуется стилистический прием, лежащий в основе формирования таких названий?
 Составьте предложение о Бунине, применяя перифразу.
 Поясните, какие используются знаки препинания, и почему?
 Чем выражено подлежащее?

После работы по индивидуальным заданиям, организуется синтаксический разбор предложения, записанного на доске. Группируются орфограммы, «затрудняющие» написание слов, и задаются вопросы:

 С чего следует начать разбор предложения?
 По какой причине подлежащее и сказуемое именуют главными членами предложения?
 С какой целью определяются главные члены предложения?
 Какие признаки позволяют выявить подлежащее в данном предложении?

Изучение нового о способах выражения подлежащего

СледуСпособы выражения подлежащего-2ющим этапом урока становится знакомство школьников со способами выражения при помощи цельных словосочетаний с такими значениями, как: избирательность, совместность, а также количественное выражение.

Предлагается побеседовать: о подлежащих, входящих в придаточные предложения; об отличиях употребления союзного слова и союза; об отнесении предложения к определенному виду по строению (союзное, сложное и т.д.).

Вводится такое понятие, как субстантивация, и дается его определение с примерами. Речь идет о явлении, когда какое-нибудь причастие либо прилагательное представляют собой подлежащее, приобретая при этом признаки существительного.

Подробный опорный конспект по русскому языку вместе с довольно информативной и интересной презентацией на тему «Способы выражения подлежащего» можете скачать в начале этой публикации.

Скачать презентацию «Способы выражения подлежащего»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий