Составление схем предложений и предложений по схемам 3 класс
Скачать разработку урока «Составление схем предложений и предложений по схемам» в формате docx
Еще об одном уроке русского языка в начальной школе пойдет речь в этой статье Школьного портала. О составлении схем предложений учащиеся узнают в 3 классе, где, используя такие схемы, они учатся также составлять по ним предложения.
К конспекту урока автором предложено качественное мультимедийное приложение, где в презентации удачно собраны иллюстрации и задания, позволяющие из урока сделать увлекательное путешествие с игровыми моментами.
Способствуя формированию умения у школьников составлять схемы предложений, учитель содействует совершенствованию умений ребят анализировать различные по цели высказывания, по наличию второстепенных членов либо по интонации, предложения. В ходе фронтальной, групповой, а также работе в парах, создаются необходимые условия для развития у третьеклассников внимания и мышления посредством анализа группы слов и целых предложений.
Описание занятия о составлении схем предложений
Настроив ребят на эффективную работу в ходе организационного момента, учитель предлагает прочесть на экране эпиграф к уроку и, попытаться дать ему объяснение, а также выразить свое согласие или несогласие с приведенной русской народной пословицей.
На этапе актуализации предлагается упражнение, предполагающее выявление необходимого слова путем работы с буквами, которое его образует. Внимательно рассмотрев на экране запись, ребята прежде определяют принцип, согласно которому было образовано слово в скобках, а затем, следуя тому же принципу, составляют слово в следующей строчке. В результате из двух слов «слон» и «ворона», путем соединения двух начальных групп букв, получаем искомое «слово».
Следующее задание этапа актуализации знаний проводится в группах. Каждый из учащихся группы получает вырезку из журнала либо газеты, на которой имеется словосочетание, и лишь один из учеников группы получает вырезку с законченным предложением. Ее и должны выявить ребята, объяснив при этом свой выбор.
Школьники догадываются, что речь на уроке пойдет о предложении, определение которого и просим вспомнить кого-нибудь из детей. А возвратившись к вырезкам, они обнаруживают, что в их предложениях (словосочетаниях) не хватает знаков препинания и, что они нераспространенные.
Определение видов предложений и выполнение теста
Отсюда и вытекает следующее задание, где классу следует распространить полученные предложения, а также составить и начертить схему. Но, прежде, ребята также вспоминают, какие существуют предложения, исходя из цели их высказывания: вопросительные, повествовательные, а также побудительные.
Вот и наступает момент применения знаний, для чего предлагается выполнение теста под название «Виды предложений». Карточка с тестом распечатывается на каждого заранее (скачать можно вместе с разработкой урока). Учащиеся определяют вид предложения, исходя из цели его высказывания. А затем находят, какое из них соответствует предложенной на слайде схеме.
Очень интересно и нетрадиционно автор предлагает проверить правильность выполненного теста: расположить буквы верных ответов по приведенной на экране таблице. Если все задания выполнены правильно, то должно получиться из букв слово «векша».
Слово подобрано неспроста, так как следующим заданием становится составление предложения со словом «векша», но поскольку, ни один из учащихся, скорее всего, не сможет дать ему объяснение, то и задание выполнить они не смогут. Ребята приходят к выводу, что необходимо воспользоваться словарем.
Составление схем предложений и предложений о векше
А вот для правильного выбора словаря снова выполняется задание при помощи слайдов презентации. Речь идет, конечно же, о толковом словаре. К работе с ними класс и приступает, организуя деятельность в парах. Незнакомое слово векша находим в толковом словаре Даля, оно обозначает название лесного зверька.
Работа в парах продолжается делением слов, находившихся в конверте, на группы: подлежащее, имя существительное, определение и т.д. А уже к записанной на доске схеме, учащиеся составляют предложение.
В такой нетрадиционной и увлекательной форме предлагается провести урок русского языка в 3 классе на тему «Составление схем предложений и предложений по схемам», методическую разработку которого, так же как и презентацию, можете скачать в начале статьи.