Серебряный век русской литературы – конспект и презентация урока литературы

Серебряный век русской литературы – конспект и презентация урока литературы

Скачать методическую разработку урока литературы на тему «Серебряный век русской литературы» в формате doc

Скачать презентацию к уроку литературы по теме «Серебряный век русской литературы» в формате ppt

Серебряный век русской литературыК уроку литературы по теме «Серебряный век русской литературы«, Школьный портал предлагает Вашему вниманию подробный конспект и качественную презентацию в количестве более тридцати слайдов. Предложенные материалы позволят провести удивительно интересное и насыщенное занятие с использованием мультимедийных технологий.

Цели и задачи урока литературы являются следующие:

• сформировать у учащихся целостность представления о Серебряном веке русской литературы;

• проанализировать художественную ценность и социальную сущность новых для начала 20-го века направлений в литературе;

• назвать самых ярких представителей, охарактеризовав основные черты, каждого из направлений литературы Серебряного века;

• совершенствовать коммуникативные навыки, умение находить необходимую информацию в различных источниках и готовить по ней тезисные сообщения для публичного выступления.

Серебряный век русской литературы – краткое описание хода занятия

Серебряный век русской литературы-1Учитель знакомит старшеклассников с темой урока и целями, используя слайды презентации. Сообщает, что некоторые подготовленные сообщения на уроке будут зачитаны «консультантами» и «современником«, в качестве которых выступят учащиеся класса.

Продолжает занятие учитель, сравнивая литературу с зеркалом мира, поскольку именно в ней, в той или иной мере, всегда отражаются происходящие в обществе процессы. Так, не осталась без собственного осмысления и отражения «по-новому» литература начала 20-го века.

Свой вопрос учитель обращает к классу и консультанту. Все задаваемые на уроке вопросы учитель прежде адресует всем учащимся класса, а после предложенных вариантов ответов, на вопрос дается развернутый ответ консультантом, заранее получившего задание для подготовки.

Так, первый вопрос учителя звучит следующим образом:

• Как вы понимаете смысл словосочетания «Серебряный век русской литературы«?

После высказанных мнений школьников, консультант начинает свое выступление с определения Н.А. Оцупа, введенного еще в 1933 году.

Здесь, литература периода рубежа двух столетий и начала 20-го века, ставшая неким отражением противоречий и поисков эпохи, стала именоваться литературой Серебряного века. «Золотым веком» назвали XIX столетие — это время более раннее, время Достоевского, Толстого и Пушкина.

Внимание класса учитель переводит на схему, что демонстрируется на слайде или заранее нарисована на доске. Отмечая, что Серебряный век русской литературы связан, в первую очередь, с модернистскими течениями, учитель комментирует структуру схемы «Основные направления развития русской литературы Серебряного века» (Приложение 1 — скачать можете вместе с конспектом урока).

Серебряный век русской литературы – схема направлений

Как видно из схемы, особняком от течений модернизма стоит реализм, определение которому просим дать учащихся. Многим из школьников вероятно знакомо сущность этого направления в искусстве, целью которого являлось правдивое воспроизведение существующей действительности в типичных для неё чертах. На экране к каждому течению Серебряного века демонстрируются портреты и имена наиболее известных представителей. А для того, чтобы чётче выразить суть направления, показываем ребятам картины художников одноименных течений. Так, для реализма — это картины художников: Репина Е.И., Панова С., Кустодиева Б.М., Аладжалова М.Х.

Важным моментом урока является обсуждение того, что многие писатели и поэты того же временного рубежа, остались за пределами Серебряного века, составляющие, тем не менее, славу русской литературы. Это и творчество Бунина И.А., и Горького М., и Куприна А.И. Почему же такое произошло?

Серебряный век русской литературы – специфика модернизма

Вопрос призывает учащихся к дискуссии, итог которой подводится консультантом. Главной причиной отчужденного от модернизма отношения к литературе, было отрицательное восприятие «нового искусства«. Горький называл это явление «антиобщественным» и «вредным«. Бунин в своих заметках приводил сравнение модернизма с «ветром из пустыни«, где способности большего числа новаторов низкого качества, а также «порочны от природы«.

Вернувшись к схеме направлений Серебряного века русской литературы, учащиеся класса знакомятся с определениями каждого из них. Здесь представлен модернизм, как совокупность новых литературных течений, имеющая свою классификацию и отдельных представителей направлений. Таким образом, модернизм включает в себя символизм, акмеизм и футуризм.

В свою очередь символизм получил второе именование направления, ответвившегося от первоначального — декаданс, приверженцев которого в русской литературе не так много, но и они заслуживают особого внимания. Речь идет о З. Гиппиус и Д. Мережковском, которые стали наиболее яркими представителями декаданса, характеризующегося преимущественным настроением пассивности, а также стремлением замкнуться в мире душевных своих переживаний.

Серебряный век русской литературы – акмеизм и футуризм

Серебряный век русской литературы-2
А. Ахматова

Акмеизм, представленный выдающимися именами — Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, А. Ахматовой и другими, объединял в литературе направление, которому характерно было чувственное восприятие окружающего мира, при возвращении слову не символического, а изначального смысла. На уроке консультанты также готовят ряд сообщений применительно данного направления Серебряного века русской литературы.

Завершает занятие, обсуждение не менее многочисленного своими представителями, чем предыдущие, направления — футуризм. Его отличает разрушение условностей и форм искусства, прежде всего, ради слияния с набирающим ускорение жизненным процессом. В дополнение к данному течению предложен слайд с портретами его представителей: Д. Бурлюк, И. Северянин, А. Крученых, а также В. Хлебников.

Подробный сценарий урока литературы на тему «Серебряный век русской литературы» вместе с презентацией можете скачать выше, а саму презентации можно просмотреть ниже ↓

Скачать презентацию «Серебряный век русской литературы»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий