Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром – урок истории

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром – урок истории

Скачать методическую разработку «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» в формате doc

Скачать презентацию «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» в формате ppt

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе МудромНа уроке истории в 6 классе, где изучается «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» будут рассмотрены вопросы, касающиеся усобиц в русском государстве в период после смерти Владимира Святославича, а также особенности внешней политики и политики внутренней, которые вёл Ярослав Мудрый.

К уроку истории Школьный портал предлагает ещё и наглядную презентацию «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром«. Кроме методической разработки и презентации, УМК к уроку истории включает также раздаточный материал — Приложение (также можно скачать выше с разработкой урока).

В ходе занятия продолжится работа по развитию навыков у школьников работы с картой, письменными источниками и учебником, при формировании умения давать характеристику политическому деятелю и исторической личности.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром – описание хода урока

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром-2Поприветствовав шестиклассников, учитель сообщает ребятам о теме урока. Однако сразу же отмечает, прежде, чем классу будет предложено изучение нового материала, необходимо вспомнить некоторые аспекты ранее изученного. Для этого воспользуемся заданиями на соотнесение и в тестовой форме.

Задание 1. Соотнести имена первых князей (княгинь) с их деятельностью. Приведены князья (княгини): Олег, Игорь, Ольга, Владимир, Святослав. Направления их деятельности предложены следующие:
• при нём состоялось крещение Руси;
• объединил земли русские под руководством Киева;
• совершил многочисленные военные походы;
• был автором первой на Руси налоговой реформы;
• был убит в 945 году во время полюдья древлянами.

Задание 2. Выберите маршрут знаменитого торгового пути, который именовался как «из варяг в греки«. Из предложенных вариантов учащиеся должны вспомнить изученную на прошлом уроке последовательность этого пути: Балтийское море — река Нева — озеро Ладожское — Волхов (река) — озеро Ильмень — Ловать (река) — Днепр (река) — Чёрное море.

Кроссворд о времени расцвета Древнерусского государства

Задание 3. Решаем кроссворд, изображённый на следующем слайде презентации, отвечая на вопросы:
1) Назовите сына Владимира и княжны полоцкой Рогнеды, «севшего» по воле отца княжить в Новгороде. (Ярослав)
2) На какое славянское племя в 984 году совершил поход князь Владимир? (Радимичи)
3) Как называли служителей культа богов у язычников? (Волхвы)
4) Назовите еще одно племя славянское, на которое совершил поход князь Владимир в 982 году. (Вятичи)
5) Как звали византийского императора, который свою сестру замуж выдал за Владимира? (Василий)

К изучению нового материала приступаем также в ходе демонстрации слайдов, более детально знакомясь с деятельностью Ярослава Мудрого, как на внешнеполитическом уровне, так и внутри Древнерусского государства. К концу занятия ребята должны будут сформулировать ответ на вопрос: — Отчего вошёл в историю князь Ярослав Владимирович, как Мудрый?.

Изучая отрывок из дошедшей до наших времён летописи «Повесть временных лет«, отмечаем на карте, на доске указанные в летописи места, где правили сыновья Владимира, помещая на соответствующие территории флажки. Акцентируем внимание класса на то значение, которое вкладывал Владимир, решив посадить своих сыновей управлять близлежащими землями. Ответы учащихся подкрепляем текстом из учебника, где цитируется информация о том, что Владимир предполагал таким образом укрепить единство державы через ослабление власти племенных князей, а в целом — укрепить государство.

Работа в группах по материалу о Ярославе Мудром

Во второй части урока сообщаются учащимся хронологические события противостояний и смены власти в период правления Древнерусским государством сыновей Владимира: Бориса, Глеба, Святослава, Ярослава, Святополка, Мстислава. Изучаем схему распределения престолов между сыновьями Владимира. Размолвки и борьба за престол между сыновьями продолжается до 1019 года, когда совместно начинают править Мстислав и Ярослав, а уже с 1036 года второй становится полновластным правителем Руси Киевской.

Для анализа и обобщения деятельности Ярослава Мудрого работа организуется в группах, каждая из которых имеет своё собственное задание на карточках.

1 группа: работает с учебником, отбирая предложения, раскрывающие сущность внутренней политики при Ярославе, а также те утверждения, более всего способствовавшие получению князем прозвища Мудрый.

2 группа: изучая материал учебника об управлении государством, составляет схему подвластных князю киевскому формирований и категорий населения, а также отвечает на проблемный вопрос: — Почему местная власть вместе с князем киевским были вынуждены всегда считаться с волей «вече»?

3 группа: анализируя внешнюю политику при Ярославе, отбирает утверждения, также определившие получение князем киевским прозвища Мудрый, а также даёт характеристику и определение понятию «династический брак«.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром-14 группа: даёт определения понятиям «вотчина» и «феодальное владение«, составляет схему «Основные слои населения Древнерусского государства«, а также отвечают на вопрос: — Какой слой населения являлся наиболее бесправным?

Подведение итогов урока о расцвете государства при Ярославе Мудром

Свои ответы и рассуждения учащиеся каждой группы представляют вниманию всего класса, после чего учитель делает вывод и подводит итоги урока, комментируя выставленные оценки и результативность организации работы.

Подробную разработку к уроку истории в 6 классе и презентацию по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» можно скачать в начале статьи. Рекомендуем также просмотреть ниже и слайды презентации ↓

Скачать презентацию «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий