Происхождение видов: Дарвин – конспект и презентация к уроку биологии

Происхождение видов: Дарвин – конспект и презентация

Скачать разработку урока биологии «Происхождение видов: Дарвин» в формате doc

Скачать презентацию «Происхождение видов: Дарвин» к уроку биологии в формате ppt

Происхождение видов: ДарвинПредложенное на Школьном портале занятие по биологии в 7 классе составлено автором с учётом учебно-методического комплекта Сонина Н.И. В разработке помимо подробного конспекта урока, имеется интересная и наглядная презентация на тему «Происхождение видов: Дарвин».

В виду присутствия на уроке различных форм и методов работы с учащимися, тип урока — комбинированный. Основная цель занятия: раскрыть и постараться сформировать у школьников понятия о естественном отборе, наследственности, борьбе за свое существование, изменчивости, как основополагающих движущих силах эволюции в живой природе.

Задачи перед уроком автором поставлены следующие:
• познакомить семиклассников с основными идеями учения Ч. Дарвина, которые развиты им о происхождении видов;
• продолжить формирование умений делать анализ, подводить выводы, выделять главное;
• на примере биографии Ч. Дарвина воспитывать патриотические чувства.

Происхождение видов: Дарвин – описание хода занятия

Происхождение видов: Дарвин-1Актуализируем ранее полученные знания в ходе проверки домашнего задания по предыдущей теме урока «Уровни организации живого«. Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу в сопровождении слайдов презентации «Происхождение видов: Дарвин».

На экране изображены семь различных уровней организации жизни, а классу предстоит распределить их в соответствующем порядке усложнения уровня. Предложены иллюстрации, характеризующие такие уровни организации: органный, популяционно-видовой, биосферный, биоценотический, клеточный, организменный и тканевой.

С новой темой занятия знакомство учащихся предполагается также в ходе демонстрации слайдов. Учитель напоминает ребятам, что согласно существующим в мире данным, лишь на нашей планете имеется жизнь, а формы её многочисленны. Для примера, на экране изображён самый большой цветок из существующих на сегодняшний день на Земле — раффлезия, а также самое большое животное — голубой кит.

Многообразие живой природы в теории Дарвина о происхождении видов

Приводятся учителем интересные данные многообразия проявления жизни. Сегодня насчитывается более двух миллионов видов различных живых существ. Из них: более 350 тысяч видов растений, свыше полутора миллионов видов животных, а также более ста тысяч видов грибов. Для анализа этой информации, беседуем с учащимися по вопросам:

• Откуда появилось такое количество различных видов живой природы?
• Всегда ли мир животных выглядел так, как существует сейчас?

Отвечая на эти вопросы, подводим школьников к теме сегодняшнего урока, рассказывая, в сопровождении презентации, краткую биографию Дарвина. Главным его трудом ученые считают работу «Происхождение видов», где представлены ведущие положения его учения об эволюции. Об этих основных положениях теории и предстоит рассказать классу далее.

Положения теории эволюции и происхождение видов Дарвина

В ходе научных исследований Ч. Дарвином было обращено внимание на существующее разнообразие, как пород домашних животных, так и многообразие сортов культурных растений. Из чего им был сделан вывод, что сорта эти и породы созданы человеком благодаря наследственной изменчивости. В свою очередь, наследственная изменчивость связана с генетическими изменениями, приводящими впоследствии к изменению у организма его внешних признаков. Изменчивость в свою очередь бывает и ненаследственной.

Второе положение теории связано с искусственным отбором, который на протяжении многих сотен лет производился человеком, с целью выведения каких-либо новых сортов растений, а также пород животных. Причём делалось это зачастую не преднамеренно, а интуитивно.

А следующим фактором эволюции, на которое было обращено внимание Ч. Дарвина — это постоянная борьба за существование, которая неизбежна в живой природе, и, в которой выживают наиболее приспособленные. Сам Дарвин уже выделял несколько различных форм этой борьбы: межвидовая борьба, борьба с различными неблагоприятными условиями и внутривидовая борьба.

Четвёртым положением отмечен естественный отбор, происходящий именно в ходе борьбы за существование. А результатом его становится выживание особей, имеющих полезные признаки для данных условий. Приводим пример, бабочки берёзовой пяденицы, разновидность которой с тёмными крыльями лучше выживает, нежели со светлыми. Так, обитая в промышленных районах, первая становится незаметной на стволах деревьев, чья кора покрыта копотью.

Завершение урока по теме «Происхождение видов Ч. Дарвин» 

Происхождение видов: Дарвин-2Сам Дарвин называл основными движущими силами эволюции лишь три из указанных выше: естественный отбор, изменчивость наследственная, а также борьба за существование.

Закрепление изученного материала осуществляем посредством фронтального опроса по следующим вопросам:
• Перечислите основные заслуги Ч. Дарвина для развития науки, о которых вы узнали сегодня?
• Что принято называть наследственностью?
• Объясните, как вы понимаете понятие изменчивость?
• Назовите известные вам формы изменчивости.
• Что называют борьбой за существование?
• Дайте определение понятию естественный отбор.

Подробную разработку занятия и презентацию по теме «Происхождение видов: Дарвин» к уроку биологии в 7 классе скачать можете в начале статьи. Предлагаем ниже также просмотреть презентацию в плеере ↓

Скачать презентацию «Происхождение видов: Дарвин»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий