Найти на сайте

Признаки живых организмов – конспект и презентация урока биологии



Признаки живых организмов – урок биологии в 5 классе

Скачать методическую разработку «Признаки живых организмов» урока биологии в формате doc

Скачать презентацию «Признаки живых организмов» к уроку биологии в формате ppt

Признаки живых организмовРазработка урока по биологии «Признаки живых организмов», представленного на Школьном портале, составлена автором по программе Сухоруковой Л.Н. согласно ФГОС второго поколения. Место урока в теме «Разнообразие живых организмов» является вводным, на который ложится первостепенное ознакомление учащихся с многообразием организмов в живой природе.

Кроме подробного конспекта, в разработке имеется и наглядная презентация с 28 слайдами, сопровождающая все этапы занятия, позволяющая лучше понять пятиклассникам основные признаки живых организмов: строение клеточное, развитие индивидуальное, раздражимость, размножение. Также предложен информационный лист (раздаточный материал для учащихся).

В ходе занятия «Признаки живых организмов» расширятся и углубятся знания учащихся о свойствах и признаках живых организмов, работа по изучению биологических терминов также продолжится.

Признаки живых организмов – описание хода занятия

Признаки живых организмов-1Проверив готовность школьников к уроку, организуется активация знаний и подведение итогов по ранее изученному разделу «Введение» в форме беседы в сопровождении слайдов презентации. Беседа проводится по следующим вопросам:

• Как вы считаете, в чём уникальность нашей планеты, в сравнении с иными планетами солнечной системы? (На нашей планете имеется жизнь, множество различных живых организмов населяют её)
• Назовите, какую оболочку Земли образуют живые организмы? (Биосферу)
• Какая наука имеет своей целью изучение живых организмов? (Биология)
• Какие формы живых организмов образуют связующий элемент между космосом и землей? (Растения)

Приступая к работе над новым материалом, начинаем с формулировки темы занятия и задач урока. Учитель обращает внимание класса на то, что в своей совокупности живые организмы довольно разнообразны по своим размерам, образу жизни, по форме и внешнему виду. Тем не менее, имеются и такие признаки живых организмов, что присущи им всем, и которые, в свою очередь, являются определяющими при отличии живой природы от неживой.

Работаем самостоятельно по признакам живых организмов

Учащиеся вспоминают некоторые из них: дыхание, передвижение, питание. Остальные признаки будут обнаружены и рассмотрены учителем вместе с учащимися в сопровождении презентации. Предлагается знакомство с признаками живых организмов в ходе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и раздаточным материалом (Приложение).


Очень интересная физминутка предложена автором разработки, которая поможет в релаксации зрения и работы глаз учеников. А на этапе первичного закрепления изученных на уроке знаний, наиболее сложные в восприятии для пятиклассников биологические понятия (размножение, раздражимость, развитие индивидуальное) анализируются при помощи изображений и текста на экране.

Приводится единство клеточной структуризации любого живого организма, как растения, животного, так и человека. Для развития общего кругозора пятиклассникам демонстрируются и многообразные формы клеток, как многоклеточных организмов, так и одноклеточных.

Об индивидуальном развитии говорим, как о некоторой совокупности преобразований (другими словами — изменений), происходящие с организмом на протяжении всей его жизнедеятельности, от момента возникновения и вплоть до конца жизни. В качестве наглядных примеров приводим на экране изображения стадий индивидуального развития бабочки и лягушки.

Размножение и раздражимость как признаки живых организмов

Следующий признак живых организмов — способность к размножению, которая описывается школьникам, как способность живых организмов производить подобных себе. Изображения домашней курицы и цыплят, а также дуба и желудей — отличная иллюстрация подтверждения приведённого признака.

Признаки живых организмов-2Ещё один признак — раздражимость, описываем, как свойство живого организма проявлять ту или иную реакцию на исходящее из окружающей среды воздействие (или изменение). Как примеры берутся следующие: реакция цветков тюльпана на свет, а также реакция стыдливой мимозы на прикосновение.

На этапе применения новых знаний, классу предлагается заполнение таблицы, где каждому из основных признаков живых организмов требуется подобрать соответствующую его характеристику. После чего, ученики должны будут провести самооценку собственной деятельности на уроке и поставить себе отметку.

Ну, а в заключение — традиционная рефлексия по вопросам на экране. Подробную же разработку урока и презентацию «Признаки живых организмов» можно скачать в начале этой статьи, а ниже также просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Признаки живых организмов»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>