Природные зоны Западной Сибири – конспект и презентация по географии
Скачать разработку урока «Природные зоны Западной Сибири» в формате docx
В форме своеобразного исследования предлагается организация урока по географии на тему «Западная Сибирь» в 8 классе. В процессе распределения ролей, а также заданий, следует воспользоваться дифференцированным подходом и учесть возможности учащихся.
Школьный портал поведает об основных достоинствах методической разработки и мультимедиа презентации, ее дополняющей. В поле зрение юных исследователей войдут характеристики и важнейшие черты Западно-Сибирской равнины, рассматриваемой в качестве природно-территориального комплекса.
Новыми становятся для школьников такие понятия, как «гривы», «колки», а также «урманы». Особой линией на уроке станет выяснение причин, как суровости климата, так и плоского рельефа изучаемой равнины. Наглядную презентацию на уроке отлично дополняет видеоролик.
Описание хода занятия о природных зонах Западной Сибири
Словами Гёте И.В. начинается урок географии в 8 классе. Содержание афоризма красной линией вскрывает необходимость особого внимания изучению ПТК регионов России в школьном курсе географии.
Здесь же ребята попытаются обосновать необходимость таких знаний, высказывая свои предположения и участвуя в дискуссии. Актуальным будет на данном этапе вспомнить историю появления Сибири на карте мира и хронологию разведывания пути в нее. Речь идет о знаменитом походе Ермака, погибшем при этом в столкновении с преградившим путь татарским ханом Кучумом.
Далее ребята узнают о важнейших характеристиках Западно-Сибирской равнины. Обозначаются границы географического положения равнины, наиболее значимые рубежи. Перечисленные границы и определяют такие следствия, как умеренный и субарктический климат.
Исследование природных зон Западной Сибири
Обозначается условный Центр географических исследований. Класс распределяется на группы, каждая из которых выбирает лабораторию по направлению исследования. Всего на слайде предложены 4 различных лабораторий: «Климатологии», «Геоморфологии и геологии», «Гидрологии» и «Ландшафтоведов».
Каждая из условных лабораторий имеет определенные задачи, вытекающие из самого названия. Так, группа из лаборатории «Климатологии» постарается найти объяснение причин суровости климата региона. Учащиеся из лаборатории «Гидрологии» проанализируют имеющиеся данные на предмет наличия заболоченности равнины и причины причисления ее к рекордсменам по количеству имеющихся на ее территории болот.
Геологи с геоморфологи исследуют строение тектонической структуры, а также рельеф равнины. Основной акцент необходимо данной группе сделать на объяснение плоского рельефа. Ну и последняя из четырех групп – лаборатория «Ландшафтоведов» − займется выявлением различий в природных зонах Западной Сибири.
Выступления учащихся о природных зонах
Для подготовки групп к выступлениям и обоснованиям своих выводов по теме исследования выделяется 5-7 минут. По окончанию обсуждений выступления представителей каждой из условных лабораторий организуется в формате мини конференции.
Учитель может подвести школьников каждой из групп к необходимым выводам, которые также приводятся в качестве вспомогательного материала в опорном конспекте. После выступлений каждой из лабораторий, члены групп отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников.
В завершение занятия делается обобщение материала о Западной Сибири:
• это плоская равнина, являющаяся молодой платформой, с прочным осадочным чехлом;
• климат континентальный формируется по причине снижения влияния Атлантического океана;
• регион отличается обильной заболоченностью и избыточным увлажнением;
• довольно богата природными ресурсами, прежде всего топливно-энергетическими (природный газ, нефть).
Подробный конспект занятия на тему «Природные зоны Западной Сибири» можно скачать в начале публикации вместе с презентацией.