Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- конспект и презентация по русскому языку

Скачать разработку урока «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в формате docx

Скачать презентацию к уроку «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в формате pptx

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-Предлагаемая вниманию на Школьном портале разработка урока посвящена теме, на которую в школьном курсе русского языка, как правило, отводится несколько занятий. Данный урок рекомендуется в качестве введения в тему, то есть проводить первым. Помимо качественно выполненного и грамотно продуманного подробного плана-конспекта урока по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-», предложена наглядная презентация, дающая возможность придать занятию легкость восприятия и большую эффективность. 

Материал занятия увлекательно переплетается с жизнью выдающегося русского ученого, внесшего огромный вклад в различные науки и литературу – М.В. Ломоносове. Учителю необходимо подготовить к уроку сигнальные карточки для организации выборочного диктанта в устной форме.

Описание хода занятия о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-2По календарно-тематическому плану данное занятие приходится на ноябрь месяц, когда отмечается день рождения русского ученого Ломоносова. В этой связи на слайде изображен его портрет рядом со значком ¬, которым принято обозначать приставку.

Раскрывая взаимосвязь этих двух изображений, учитель объясняет, что продолжение изучения темы о приставках будет сопровождаться знакомством с некоторыми биографическими данными из жизни Михаила Васильевича. Но, прежде, вспоминается определение понятия приставка, как значимой части слова, располагающейся перед корнем либо иной приставкой, а также служащей для формирования новых слов.

На экране приводится отрывок из биографии Ломоносова: о его любви к книгам, юношеских годах и пешем уходе в Москву. В тексте имеются выделенные слова, которые учитель предлагает разделить на группы. Слова ребятам необходимо разделить на группы по типу приставок:

 1 группа приставок – неизменяемые;
 2 группа приставок – приставки на З-С;
 3 группа приставок – ребятам еще не знакома.

К третьей группе относим приставки в словах «преспокойно», «приобрести». Не зная правил написания безударной гласной в данных приставках, слова написать грамотно будет сложно.

Изучение нового о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-

Для того, чтобы узнать, как формулируются правила написания в словах приставок ПРЕ- и ПРИ-, классу предлагается поработать в парах, для чего подбирается задание на анализ значений приставок в некоторых словах, обозначающих:

 1 пара – приближение;
 2 пара – неполнота действия;
 3 пара – присоединение;
 4 пара – расположение вблизи;
 5 пара – приставка заменяющая слово «очень»;
 6 пара – приставка ПРЕ-, заменяющая ПЕРЕ-.

В результате этой работы обнаружится вывод: для правописания данных приставок в каждом из случаев необходимо знание правил, то есть правильное написание слов с подобного рода приставками всегда зависит от значения самих слов.

Далее организуется работа с очередным из отрывков из биографии Ломоносова о его вкладе в науку. Из текста ребятам надо выписать все слова, в которых пропущены буквы и обозначить орфограмму после вписания пропущенных букв.

Рассматриваются правила написания приставок, а затем проводится устный диктант на соотнесения слов с такими приставками, как ПРЕ- и ПРИ-, тому или иному правилу их правописания.

Закрепление знаний о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-1В качестве формы закрепления знаний о правописании изучаемых приставок предложена игровая, когда представленное учителем словосочетание необходимо заменить на одно слово, включающее одну из приставок – ПРЕ- или ПРИ-.

Словосочетания следует заменить словами по такому принципу:
 ненадолго лечь – прилечь;
 слишком скверный – прескверный;
 переступающий закон – преступник;
 город возле моря – приморский;
 очень милый – премилый;
 очень хорошенький – прехорошенький;
 слегка открыть – приоткрыть;
 сесть на край – присесть;
 не очень заболеть – приболеть.

Таким образом проводится занятие, подробный конспект которого можете скачать в самом начале публикации, а также наглядную презентацию к уроку по русскому языку в 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Скачать презентацию «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий