Найти на сайте

Основные положения МКТ – конспект и презентация к уроку физики



Основные положения МКТ – конспект и презентация к уроку физики

Скачать методическую разработку «Основные положения МКТ» урока физики в формате doc

Скачать презентацию «Основные положения МКТ» к уроку физики в формате ppt

Основные положения МКТЕщё одна методическая разработка по физике, предложенная на Школьном портале, предназначена для проведения урока в 10 классе с использованием компьютерных технологий. В разработке представлен материал раздела «Молекулярная физика» — подробный конспект занятия и презентация «Основные положения МКТ».

Цели урока физики «Основные положения МКТ» следующие:
• конкретизировать и развить представления школьников о молекулярно-кинетической теории;
• обогатить знания школьников современными научными взглядами о свойствах, а также о строении вещества;
• изучить основные положения МКТ и примеры, дающие подтверждения основных её положений;

• научить определять количество молекул в определённой массе вещества, зная постоянную Авогадро;
• сформировать умение вычислять молекулярную массу молекул;
• воспитывать у учащихся дисциплинированность, умение работать в парах, в группе.

Основные положения МКТ – описание хода занятия

Основные положения МКТ-1В процессе организации класса, учитель знакомит ребят с темой занятия и планом урока в сопровождении слайдов презентации. После чего, в качестве введения в тему урока, повествуется небольшой рассказ, описывающий атомную теорию материи. Вспоминается учителем и мнение Нобелевского лауреата Ричарда Феймана о важности атомной гипотезы, и внесённое в физику понятие «атом» учёным Древней Греции Демокритом более двух тысяч лет назад.

На следующем этапе урока, учащиеся узнают о микро- и макропараметрах вещества. Приводится описание обоих характеристик вещества. Так, макропараметры характеризуют вещество в целом. К ним относятся: давление, температура, масса вещества, объём тела и другие.

Микропараметры отражают физические свойства отдельно взятой частицы вещества. Это размер молекулы, молярная масса, масса молекулы, количество вещества (показывающее число структурных единиц в веществе) и другие.

По способам расчётов микропараметры также отличаются от макропараметров. Для первых (скорость, энергия, масса, размеры и т.д.) расчёт возможен только по формулам. Вторые же (плотность, масса вещества, давление, объём, температура), можно измерить при помощи приборов, способных вычислять показатели для большого числа частиц.

Формулировка основных положений МКТ

Проанализировав отличительные характеристики макро- и микропараметров, приступаем к изучению основных положений МКТ, предлагая классу формулировки под запись:
• Любое вещество состоит из малых частиц, с промежутками в пространстве между ними.
• Частицы тел находятся в беспорядочном и постоянном движении.
• Между частицами тел происходит взаимодействие: отталкивание и притяжение.


После знакомства с основными положениями МКТ, вместе с учителем, анализируем каждое из утверждений. Так, для первого положения, объектом анализа служит агрегатное состояние вещества, электрическая нейтральность молекул и атомов, и способность превращаться в заряженные ионы (катионы или анионы).

Второе положение анализируется при демонстрации траектории отдельной частицы, движения молекул газообразного вещества и твёрдых тел. При обсуждении третьего положения, отмечается электрическая природа взаимодействия частиц друг с другом, при ничтожно малом гравитационном взаимодействии.

Опытные подтверждения основных положений МКТ

Кроме анализа каждого из положений молекулярно-кинетической теории, актуальным является и приведение примеров опытных подтверждений. Для первого положения такими примерами являются: испарение жидкости, дробление вещества, расширение тел в результате нагревания.

Диффузия и броуновское движение являются подтверждениями второго положения МКТ. А смачивание, поверхностное натяжение, прилипание цилиндров из свинца и силы упругости — это примеры опытных подтверждений третьего положения теории.

Основные положения МКТ-2

Опыт Ленгмюра

Об определении размеров молекул сообщается классу в ходе объяснения опыта Ленгмюра, после которого ребятам задаются вопросы:
• Какими должна обладать свойствами исследуемая жидкость? (Жидкость не должна растворяться, а плавать на поверхности воды)
• Каким образом можно рассчитать объём отдельной капли? (Произвести измерение объёма большого количества капель, а затем поделить на их число)
• Какой геометрической формулой можно воспользоваться в данном опыте? (Формулой вычисления объёма параллелепипеда)

Основные положения МКТ и количество вещества

Проанализировав суть опыта Ленгмюра, напоминаем учащимся, знакомое из курса химии, понятие «количество вещества», «моль», «молярная масса» и «число Авогадро». А для закрепления этих понятий, автор разработки «Основные положения МКТ» предлагает решить две расчётные задачи в сопровождении слайдов презентации:

Задача 1. Вычислите массу одной молекулы серной кислоты, формула которой Н24.
Задача 2. Рассчитайте, какое число молекул содержится в 50 г алюминия (Al)?

Верность своих вычислений ученики 10 класса сравнивают с расчётами, приведёнными на слайдах. После чего комментируются и выставляются оценки, проводится рефлексия и задаётся домашнее задание. Подробный конспект урока физики «Основные положения МКТ» и презентацию скачать можно в начале этой статьи.

Скачать презентацию «Основные положения МКТ»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



1 комментарий Основные положения МКТ – конспект и презентация к уроку физики

Стр. 1 из 11
  • Андрей сказал:

    Не в моих правилах совмещать профессию и приятельские отношения, но старому другу сказать «нет» не смог. Пришлось искать нормальную разработку МКТ. Спасибо автору

Стр. 1 из 11

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>