Основные направления эволюции – конспект и презентация к уроку биологии

Основные направления эволюции – конспект и презентация к уроку биологии

Скачать методическую разработку «Основные направления эволюции» урока биологии в формате doc

Скачать презентацию к уроку биологии «Основные направления эволюции» в формате ppt

Основные направления эволюцииКонспект по биологии «Основные направления эволюции» предложен на Школьном портале для проведения урока в 10 классе вместе с наглядной презентацией. На уроке учащиеся будут практиковаться в решении тестовых заданий по форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) части А, а также задачи на рассуждение части С.

На уроке «Основные направления эволюции», автор призывает реализовать следующие цели:
• актуализировать ранее изученные знания о главных направлениях эволюции животного и растительного мира, а также путей достижения биологического прогресса;
• проанализировать соотношение между основными путями эволюции органического мира;
• развивать интерес школьников к познанию, умению мыслить логически, применять изученный ранее материал, совершенствовать навыки коллективного труда;
• формировать у учащихся научное мировоззрение, воспитывая особый интерес к занятиям биологии.

Основные направления эволюции – описание хода занятия

Основные направления эволюции-1Урок по биологии на тему «Основные направления эволюции», автор разработки предлагает начать с небольшого тематического стихотворения об ароморфозе, в качестве введения учащихся в тему занятия. После чего целесообразно упоминание сформулированных Северцовым А.Н. проблемы основных направлений эволюции, которые отражены в его труде, именующегося «Главные направления эволюционного процесса«.

Уже позже, идеи Северцова были продолжены и дополнены Шмальгаузеном И.И., работа которого называлась «Закономерности и пути эволюционного процесса«. Оба этих учёных относили к важнейшим направлениям эволюции два процесса: биологический прогресс и регресс. С этими двумя понятиями и предстоит подробнее ознакомиться учащимся 10 класса на уроке «Основные направления эволюции».

Основные направления эволюции и биологический прогресс

Формулируя основные характеристики биологического прогресса, учитель отмечает, что данный процесс считается основным, своего рода, магистральным направлением эволюции. Характеризуют биологический прогресс, прежде всего, отдельные группы организмов на обусловленных стадиях развития органического мира.

Учащимся 10 класса предлагается вспомнить из курса общей биологии, какие им известны критерии биологического прогресса. Ответы школьников сравниваем с критериями биологического прогресса, перечисленными на очередном слайде презентации «Основные направления эволюции«:
• рост численности особей анализируемой группы;
• увеличение числа подчинённых систематических единиц (к примеру, рост числа отрядов внутри какого-либо класса);
• расширение ареала.

Предлагаем классу ответить ещё на один вопрос: — Какие группы организмов на сегодняшний день испытывают состояние биологического прогресса? Среди перечисленных ребятами групп организмов, в первую очередь должны быть отмечены: насекомые, млекопитающие, птицы и покрытосеменные растения.

Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация как виды основных направлений эволюции

Необходимо вспомнить главные способы, посредством которых достигается биологический прогресс, также известные десятиклассникам из курса общей биологии: ароморфоз (арогенез), дегенерация (катагенез), а также идиоадаптация (аллогенез). И выполняя следующее задание, учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или в парах, используя при этом материал учебника. В таблице, каждому из способов достижения биологического прогресса, требуется подобрать примеры и дать краткое определение.

Подобным же образом организуется работа на уроке в ходе рассмотрения биологического регресса, обнаруживающего противоположные биологическому прогрессу критерии:
• уменьшение числа особей какого-либо вида;
• уменьшение ареала обитания и, как следствие, вымирание группы организмов.

На этом этапе актуальным является упоминание антропогенных факторов, более остальных воздействующих на изменение окружающей среды и, способствующих биологическому регрессу. Однако этот процесс не является фатальной неизбежностью, поскольку нет таких биологических законов, которые бы ограничили время существования таксонов.

Приводя соотношение основных направлений эволюции органического мира, учителем отмечается непродолжительность периодов в процессе эволюции, которые обычно приходятся на ароморфозы. В свою очередь, идиоадаптации длятся значительно дольше и, зачастую приходятся на смену ароморфоза.

Тестирование по вопросам об основных направлениях эволюции

Основные направления эволюции-2
Четырёхкамерное сердце — пример ароморфоза

Для закрепления материала урока «Основные направления эволюции», классу предлагаем выполнить задания в тестовой форме, по образцу единого государственного экзамена (блоков А и С). По типу части А в разработке предложено в сопровождении слайдов презентации всего 8 вопросов, а по типу части С — 5 заданий.

Задания по типу части С:
• Приведите три доказательства, которые подтверждают положение о том, что большая часть современных костистых рыб на сегодняшний день в состоянии биологического прогресса.
• Сформулируйте основные причины биологического прогресса.
• Из-за чего разнообразие адаптации приводит к биологическому прогрессу группы?
• Отчего многочисленность особей вида является показателем биологического прогресса?
• По какой причине расширение ареала принято считать признаком биологического прогресса? Предложите три доказательства.

Подробную методическую разработку урока биологии «Основные направления эволюции» и презентацию можно скачать в начале данной статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Основные направления эволюции»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий