Найти на сайте

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия – урок истории


Скачать разработку урока «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия» в формате docx

Скачать презентацию по истории «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия» в формате pptx

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствияВ ходе предложенного на Школьном портале уроке по истории школьники изучат Опричнину Ивана Грозного, выявят причинно-следственные связи изучаемых событий, продолжат развивать свои умения анализировать доступную историческую информацию по теме урока.

Автор разработки рекомендует использовать на уроке помимо предложенного опорного конспекта и презентации, еще и раздаточный материал, который содержит проблемные вопросы. Через решение приведенных в дополнительном материале проблемных заданий учащиеся будут подведены к сущности самой опричнины Ивана Грозного, а также сумеют порассуждать о причинах ее развития, и о последствиях, с нею связанных.

На уроке ребята познакомятся еще и с мнениями различных историков, дававших характеристику изучаемому периоду времени и событиям, сопровождавшим опричнину Ивана Грозного.

Описание хода занятия об опричнине Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия-2В самом начале занятия автор разработки рекомендует продемонстрировать классу кадры из кинофильма, снятого под руководством С.Эйзенштейна под названием «Иван Грозный». После чего сообщает классу, что рассмотренные на предыдущем занятии внутренняя и внешняя политика во времена царствования Ивана Грозного, дополнятся информацией о таком явлении, что вошло в историю как «опричнина».

После знакомства класса с планом урока, приступаем к его реализации. Учитель сообщает, что во время всего урока ребятам потребуется делать записи на розданных листах, где приведены два проблемных вопроса:

1) Важнейшим содержанием опричнины явились практически бессмысленные убийства. Тем не менее, наиболее значимая особенность ее заключалась в уверенности как самого Ивана IV, так и опричников в том, что их злодеяния оправданно благие. В чем заключалась эта уверенность?

2) Иван Грозный казнил множество людей, в том числе и своих ближних слуг. Народ не проявлял недовольство и не испытывал ужаса от этих казней, которые зачастую осуществлялись всенародно. Можно ли, исходя из этого, утверждать, что царь Иван старался угодить своему народу?

На каждый из этих двух проблемных вопросов учащиеся будут в ходе занятия подбирать и записывать необходимые факты и аргументы, чтобы к концу урока дать правильный ответ.

Новые знания об опричнине Ивана Грозного

Под опричниной принято понимать особенный царский удел, в состав которого входили лучшие из земель, отличающиеся особым опричным управлением.

Под запись приводятся учителем цели опричнины:

 желание царя единовластвовать;


 концентрирование основных сил на продлении развязанной в 1558 году так называемой Ливонской войны;

 искоренение остатков имевшейся феодальной раздробленности.

Анализируя цели опричнины, вместе с ребятами формулируем ее причины:

 борьба царя со своим окружением, спровоцированная укреплением самодержавия, а также отстранением от реальной власти знати из числа князей и бояр;

 недовольство Ивана Грозного результатами реализуемой внешней политики, и прежде всего – ходом Ливонской войны.

Кроме этого следует обратить внимание школьников и на событие, с которым историки связывают начало самой опричнины.

Другие подробности об опричнине Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия-1После знакомства класса с очередным документом, приведенным в приложении к опорному конспекту урока, предстоит поразмышлять над тем, какие изменения произошли в организации государственного управления в период опричнины.

В ходе дискуссий класс придет к выводу, что территория России данного периода времени была представлена двумя частями: земщиной и опричниной. При этом царь хотел предстать вроде изгнанника, скитальца. На самом же деле им была создана в форме опричнины карательная организация, позволившая навязать власть царя на главные политические центры государства.

На очередном этапе урока учащиеся изучают опричный террор, а также и саму отмену опричнины. Рассуждают над тем, к чему привела подобная политика царя Ивана, разделяя последствия, на политические и социально-экономические.

Подводя итог урока, учитель возвращается к проблемным вопросам начала занятия, позволяя ребятам привести свои ответы и размышления. Подробный конспект урока вместе с наглядной презентацией по истории на тему «Опричнина Ивана Грозного. Причины и последствия» можно скачать в начале публикации, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Опричнина Ивана Грозного Причины и последствия»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>