Народный промысел Гжель – урок изобразительного искусства

Народный промысел Гжель – урок изобразительного искусства

Скачать методическую разработку урока изобразительного искусства «Народный промысел Гжель» в формате doc

Скачать презентацию к уроку изобразительного искусства на тему «Народный промысел Гжель» в формате ppt

Народный промысел ГжельМетодическая разработка урока ИЗО «Народный промысел Гжель«, с которой Школьный портал познакомит Вас на своих страница, рекомендуется использовать в 5 классе вместе с презентацией, что представлена здесь же.

Цели и задачи урока изобразительного искусства: познакомить школьников с художественным направлением — народный промысел Гжель; развивать в процессе деятельности творческое мышление, используя на уроке также элементы проблемного обучения; создать атмосферу для развития эмоционального восприятия и чувства вкуса.

Оборудование и материалы к уроку: проектор мультимедийный, экран, компьютер (ноутбук или интерактивная доска), бумага белая (формата А4), карандаш простой, ластик, тетрадь.

Народный промысел Гжель – краткое описание хода занятия

Народный промысел Гжель-1Начало урока сопровождается демонстрацией титульного слайда с названием темы занятия и представлением художественной композиции, состоящей из элементов посуды, выполненной в технике гжель.

Небольшое стихотворение, которое предваряет объяснение исторического происхождения изучаемой техники, учитель или кто-то из учащихся класса может прочесть присутствующим. Переход на следующий слайд подводит учащихся к объяснению учителем, что гжель — один из центров России, где традиционно производят керамику.

Народный промысел Гжель – история и становление

Значение самого названия «Гжель«, в более широком смысле, а также с точки зрения истории и культуры, имеет следующее толкование: Гжель — это большой регион, который состоит из 27 деревень, формально объединенных в «Гжельский куст«. Его месторасположение — около 60 километров от города Москва, в направлении по железнодорожной полосы Москва-Муром-Казань. На сегодняшний день все деревни «Гжельского куста» входят в состав Московской области Раменского района.

Мастера народного промысла гжели применяет для росписи совсем необычный мазок, который чаще именуют — «мазок на одну сторону«, а также называют «мазок тенями«. В подобном мазке хорошо заметен постепенный, плавный переход к темному от светлого.

Как и любая техника в изобразительном искусстве, мазок этот требует определенных навыков, и освоение его представляет особую трудность.

Таким образом, мазок с тенями — это своеобразный тональный мазок, где отчетливо обнаруживается плавный переход от темно-синего оттенка к светло-синему цвету. Чтобы создать такой эффект, необходимо по кисти правильное распределение красок. В данном случае, краски у края кисти должно быть больше, а вот к середине кисти — меньше. Поэтому мастера гжели рекомендуют использовать для этой работы толстые кисти с номерами 8 и 10, у которых концы закругленные и тупые, по типу «лопаточки«. Такая кисть прикладывается к бумаге очень аккуратно, а после и наносится необходимая линия уверенным движением руки.

Народный промысел Гжель – излюбленные узоры

Самым излюбленным узором в технике гжель является роза, которая изображается либо крупно, широкими мазками, либо рисуется тоненькой кистью. Обычно для выполнения розы синего цвета применяют средних размеров кисти (№6-8). Цветок начинают расписывать с середины, а после этого, делают по два мазка с обеих сторон (справа и слева).

Еще одним из любимых мотивов мастеров, чей народный промысел гжель, является птица. Изображали их мастера в различных позах: сидящими, стоящими, порхающими, клюющими. Очень мало пейзажей выполнено мастерами, где не было бы изображена хоть одна птица.

Народный промысел Гжель-2Отдельным слайдом ребятам демонстрируем и рассказываем про квасник, что представлял собой специальный сосуд, в котором хранился и подавался фруктовый и дрожжевой квас. С 19 века так называли в Москве дисковидный с носиком сосуд, изогнутой ручкой и обширным горлом, а в самой середине оставляли мастера круглое отверстие для льда, что должен был охлаждать содержимое.

Подобные квасники очень часто украшались необычной резьбой или же расписывались сценами охоты, битвы, изображениями зданий, животных, людей. Сегодня же квасники изготавливают лишь с декоративной точки зрения, не имеющего практического применения.

Народный промысел Гжель – практическая работа

Завершает подачу теоретической части занятия, сменяя форму деятельности, динамичная физминутка, упражнения к которой подробно расписаны в методической разработке «Народный промысел Гжель» (скачать можете выше).

Традиционное продолжение урока изобразительного искусства осуществляем практической работой школьников, предлагая им нарисовать натюрморт, который называется «Сказочная Гжель«.

Скачать презентацию к уроку ИЗО по теме «Народный промысел Гжель»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий