Найти на сайте

Национальный состав России – конспект и презентация к уроку географии



Национальный состав России – конспект и презентация к уроку географии

Скачать разработку урока географии «Этнический, национальный состав России» в формате doc

Скачать презентацию «Этнический, национальный состав России» в формате ppt

Национальный состав РоссииПредложенная на Школьном портале ещё одна методическая разработка по географии в 8 классе позволит учителю дать общие представления об особенностях, как этнического состава, так и национального состава России. Школьники познакомятся также с размещением народа России по регионам нашей страны.

Материал урока по географии дает возможность продолжить воспитание у учащихся патриотизма и гражданственности, а также уважение к собственной культуре, к истории страны, в которой они живут, уважение к истории народов, ее населяющих.

Автором разработки подготовлен лист учета для школьников в качестве раздаточного материала (скачать можно вместе с конспектом урока выше), который покажет, насколько отработаны умения учащихся систематизировать и обобщать полученные на уроке знания.

Описание хода занятия — Национальный состав России

Национальный состав России-1Учитель в ходе организационного момента обращает внимание учащихся 8 класса на экран, где демонстрируется зимний пейзаж с маленьким домиком. В домике тепло и уютно. Следует призыв к учащимся: создать теплую и комфортную атмосферу на уроке вместе с учителем.

Актуализация ранее изученного организуется при помощи тестирования по вопросам домашнего задания на экране:
• Укажите численность населения, проживающего на территории России.
• Какое место Россия занимает по числу жителей в мире?
• Что принято называть «естественным приростом»?
• Что означает понятие «воспроизводство»?

По завершению теста, от домашнего задания переходим к объявлению темы урока «Этнический, национальный состав России», а также указываем цели, которые постараемся реализовать в ходе занятия.

Внимание класса обращается на самодостаточность нашей страны и отсутствие недостатка в каких-либо ресурсах, будь то воздух и вода, топливо или металлы, знания или технологии. Однако самым ценным, безусловно, является российский народ, который населяет просторы нашей необъятной отчизны.

Новые понятия на уроке о национальном составе России

На следующем этапе внимание восьмиклассников фокусируется на словах на слайде презентации «Национальный состав России»: этнос, толерантность и ассимиляция. Ребята пробуют объяснить смысл указанных слов и перечислить, с чем обычно связаны данные понятия.

В ходе изучения новой темы ребята узнают о том, что на территории России проживает более 120 больших и малых народов. Причем в развитие страны и ее культурного достояния вносили свой вклад, как большие, так и малые этносы. Напоминаем, что слово «этнос» переводится, как «народ», а этнография, соответственно – наука о народах.


Что касается ассимиляции, то речь идет о слиянии какого-либо народа с другим, в результате чего наблюдается утрата одним из этих народов либо языка, либо культуры, либо национального самосознания, а иногда всего перечисленного.

Модное в нынешнее время слово «толерантность» также заимствовано из другой языковой культуры и означает, своего рода, терпимость к другому поведению, образу жизни, мнениям, верованиям, обычаям, идеям и т.д.

Вывод о том, что Россия – многонациональная страна, вытекает из очередного изображения на карте. Практически все национальности имеют свой язык. Так, учеными подсчитано, что на территории Российской Федерации насчитывается около 150 языков. Но, это вовсе не означает, будто разные народы России не понимают друг друга, поскольку помимо того, что многие языки очень похожи, русским владеет около 98 % от всего населения страны.

Все языки объединены в группы, имеющие язык-предок или праязык. Таким образом, языки народов России учеными причислены к четырем крупным языковым семьям, которые в свою очередь и делятся на языковые группы. Подробнее с языковыми семьями ребята знакомятся по атласу.

Самостоятельная работа по вопросам национального состава России

Национальный состав России-2Работу продолжаем по таблице, к которой учитель задает вопросы, следующего характера:
• Назовите, какая наиболее многочисленная языковая семья по числу относящихся к ней граждан? (Индоевропейская)
• Какие языковые группы входят в состав индоевропейской семьи и, какие к ней относятся народы?
• Назовите самую многочисленную из групп индоевропейской языковой семьи и выделите народы, к ней относящиеся.
• Учитывая условные обозначения, укажите, используя атлас, где данные народы проживают?
• Назовите и другие наиболее крупные народы данной языковой семьи, но других групп.
• Укажите, какой народ индоевропейской языковой семьи самый малочисленный?
• Какой народ принято считать государствообразующим?

Далее ученики самостоятельно при помощи карты и таблицы дают характеристику иным языковым семьям по плану: семья, группы, народы, наиболее многочисленные, самые немногочисленные, ареал их проживания. Языковые семьи можно распределить по рядам: 1 – алтайская, 2 – северокавказская, 3 – уральско-юкагирская.

После физминутки автор разработки рекомендует подробнее остановиться на этническом и национальном составе области или района, в котором проживают учащиеся. В данном конспекте представлен подробный материал по освещению этнического и национального состава Ставропольского края.

Также к концу урока приводим выдержку из Статьи 19 Конституции РФ, непосредственно связанной с темой урока географии в 8 классе. Скачать же подробный конспект урока «Этнический, национальный состав России» вместе с красочной презентацией можно в начале статьи, а ниже просмотреть слайды в плеере ↓

Скачать презентацию «Этнический, национальный состав России»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>